Греческий художник и иконописец Александр Каяс поздравил с 80-летием Почетного Экзарха всея Беларуси митрополита Филарета

29.03.2015

Греческий художник и иконописец Александр Каяс и настоятель Всехсвятского прихода протоирей Федор Повный поздравили Почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Филарета с восьмидесятилетием.

Александр Каяс, привез в Минск выставку «На святом Афоне», которую в течение года готовил к юбилейной дате белорусского архипастыря. К своему циклу афонских работ он дописал несколько портретов митрополита Филарета. Его работы вошли в большую выставочную экспозицию Национального художественного музея, приуроченную к юбилею архипастыря. Все ожидали Почетного Экзарха всея Беларуси на открытии этой грандиозной выставки, но, к сожалению, Владыка не смог присутствовать.

Александр Каяс ни разу не виделся лично с Митрополитом Филаретом, хотя писал его портреты. Чтобы не оставить некоторой недосказанности ситуации, встреча с Владыкой состоялась.   

Александр Каяс - иконописец, жанрист, портретист и пейзажист, член Союза художников Северной Греции и Палаты изобразительных искусств Греции. Родился в 1956 году в  Крионери (район г. Салоники). В юности он обучался иконописи у Николаса Георгиадиса. С 1972 по 1992 год расписывал многие храмы в разных городах Греции, плодотворно работал на Святой горе Афон.

«Святой Димитрий Солунский» – фреска площадью 35 квадратных метров, работа Александра Каяса, украшает зал в Генеральном офицерском Клубе города Салоники.

Не только религиозные темы интересуют художника, но они составляют 80 % его творчества. В светской живописи его стиль ассимилирует динамику экспрессионистов и фовистов, в религиозных темах его привлекает византийская перспектива и глубина иконописи. Он реалистичен, строг и прост в формах. В цикле, посвященном монашеской жизни на Афоне, художнику удалось передать подвижнический дух святой горы Афон, ее неземную сущность. Монахи духовным деланием  стремятся быть подобными Ангелам, чтобы приблизиться к Богу. И эта связь святости и смертности, ангельского и человеческого, временного и вечного благодаря особой художественной технике становится видимой, но воспринимается не глазами, а верующим сердцем. Мы испытываем подобные ощущения, когда смотрим на икону.

Картины Александра Каяса похожи на фрески по монохромному колориту, по пластике живописи и особой мелкозернистой фактурности, которая достигается  нанесением песка на холст. Этот эффект вовлекает воображение зрителя в эту «нереальную» жизнь на холсте, она перестает быть нарисованной и становится личной. 

Александр Каяс пишет свои работы в основном с натуры. Пожалуй, ему одному из художников доступен спрятанный от внешних любопытных взглядов мир святой горы Афон.

Картины греческого художника привлекли внимание настоятеля Всехсвятского прихода протоиерея Федора Повного. Он увидел их в Уранополисе во время поездки на Святую Гору. При встрече с Александром Каясом отец Федор рассказал о готовящейся выставке в Минске и пригласил принять в ней участие, оговорив возможность дополнить цикл работ портретами Владыки.

 Алексадр Каяс выбирал сюжеты для портретов по наитию. Например, картина «Митрополит Филарет в Симонопетре на Афоне». Монастырь Симонопетра считается чудом афонской архитектуры. Он стоит на отвесной скале, как будто высеченный из нее, на высоте 230 метров над морем у юго-западной стороны острова. На картине, вознесенный к небу, он символизирует с одной стороны высоту монашеского подвига святогорцев, а с другой стороны – близость Святой горы к самому к Богу, к престолу Вседержителя.  Митрополит через архиерейское благословение метафорически связывает  горний и дольний миры. Он, как устроитель Православной Церкви, является носителем Церковного Предания, восходящего к Святым Отцам подвижникам и апостолам.    

Картина «Митрополит в Кариес на Афоне» по словам Александра Каяса изображает Владыку паломником, странником. Кариес – древнейший город Афона. Глядя на полотно, трудно определить возраст города. Греческие монахи, как неотъемлемая составляющая афонского городского пейзажа, также находятся как бы в безвременье. Этот сюжет был таким же и сто лет назад, и тысячу. Фигура Митрополита выделяется не только пространственно, но и обликом. Он как странник в вечности, который пришел, чтобы испить из источника благодати и идти дальше, неся свое пастырское послушание. Менялась политическая карта мира, чередовались эпохи, рождались и умирали народы, а Святая гора жила и живет своей жизнью и свидетельствует о том, что "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр.13:8).

Выставка «На святом Афоне» проходит в Национальном художественном музее Беларуси и продлится до 27 апреля 2015 года.

Екатерина Ефимович