II международная Лаборатория церковных искусств в Храме-памятнике

01.01.2018

Пленарное заседание 21 декабря
Открыл заседание настоятель Всехсвятского прихода протоиерей Федор Повный приветствием участников. Протоиерей Сергей Чапнин рассказал о I Лаборатории, которая проходила в прошлом году в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Далее затрагивались темы об изменении церковных облачений запада и востока, о их древнем прототипе, и о том, как они отражались на фресках и иконах. Рассуждали о природе надписей на иконах. Интересно, что в некоторых языках глаголы «писать» и «изображать» являются либо синонимами, либо обозначаются одним словом.

Доклад Михаила Сарни 21 декабря
Михаил Сарни, член подкомиссии по древним местным святым при Всеправославной архиерейской ассамблее Великобритании и Ирландии, автор исследования по истории Русской Церкви в Лондоне, прихожанин лондонского Успенского Патриаршего собора c 1988 г.. В проекте «Святые неразделенной Церкви» был ответственен за составление синаксаря (списка святых). В своем докладе историк рассказывал о возрождении поклонения подвижникам древней Церкви Запада, о том, как оно происходит и с какими трудностями сталкивается. 9 марта 2017 г. Священный Синод Русской Православной Церкви (РПЦ) включил в месяцеслов имена 16 древних святых, почитавшихся в странах Западной и Центральной Европы до Великого раскола 1054 года.

По сведениям М. Сарни, в Англии и Ирландии есть 57 посвящений православных приходов и общин (в том числе монастырей) древним святым; во Франции таких посвящений 36. Подкомиссия по древним местным святым при Всеправославной архиерейской ассамблее Британских островов на последнем заседании приняла список 20 угодников Божиих, просиявших в Британии и Ирландии до Великого раскола. Он пояснил также, что  Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви  продолжает рассматривать новые имена древних святых Церкви Запада. Эти списки составляются по представлению правящих архиереев РПЦ, несущих служение в Западной и Центральной Европе.Почитание восточными славянами «западных» святых первого тысячелетия  началось в русской иммиграции. Оторванные от родной земли, мигранты обретали в них своих новых небесных покровителей. Особенно это было заметно во Франции, где локализовалось наибольшее число русских и других славянских народов. Так, в сонном видении одной из мигранток явилась преподобная Геновефа, покровительница Парижа, и посетовала, что православные французской столицы пренебрегают ее помощью и не обращаются к ней в молебных пениях.  С тех пор, в 1936 году был основан приход в ее честь. Сегодня частица ее мощей хранится в храме при Русской духовной семинарии во Франции.  В 1927 г. при участии Свято-Сергиевского богословского института и РСХД возникло  Содружество мученика Альбания, превомученика Британского и преподобного Сергия. Капелланом этого Содружества в 1949 г. стал иеромонах Антоний (Блум), будущий глава Сурожской епархии.

Михаил Сарни вспомнил о святителе Иоанне, Шанхайском и Сан-Францискском чудотворце,  который также положил много усилий, чтобы возобновить почитание западных святых неразделенной Церкви на православных приходах во Франции, Бельгии, Голландии и в других странах. Святитель упоминал множество древних имен  и призывал не путать их с соименными мучениками и исповедниками более позднего времени. Маихаил Сарни с сожалением отметил что, в 1969 г. Католическая Церковь, в соответствии с решениями II Ватиканского собора,  исключила из почитания некоторых древних святых из-за «недостоверности их житий». В их число попали столь любимые всеми славянами Георгий Победоносец, вмчц Екатерина и Варвара, мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Историк подчеркнул, что невозможность убедиться в достоверности фактов жизни святого не является достаточным аргументом для его забвения. Значительная часть доклада была посвящена истории Великой схизмы 1054 г. и происхождению догматических различий между западными и восточными христианами.  Михаил Сарни видит много похожего между жизнью святых на Западе и на Востоке: «Все они уходили в пустыню, плакали о своих грехах, постились и молились». Скажем, «ирландские монахи были подобны сирийским в суровости подвигов, одним из которых было всенощное пение Псалтири стоя по горло в ледяной воде».

 «Мы любим древних святых, ходим к ним в паломничества», – сказал историк о своих единоверцах на Британских островах. Важность проекта «Святыне неразделенной Церкви», по его мнению, еще и в том, что православные смогут иметь иконы святых, через которых они получают помощь. Сам же выступавший рассказал о чуде в своей семье: оно произошло в паломничестве по молитвам к святителю Иоанну, Беверлийскому чудотворцу, епископу Йоркскому (VIII в.) и  святителю Кедду Ластингамскому, епископу Эссекскому (VII в.). На пути от одного к другому М. Сарни узнал о благополучном разрешении тревожной проблемы с тяжелой беременностью своей дочери, о чем он особенно молился этим святым.

Доклад Ирины Языковой 22 декабря 2017 г.
Ирина Константиновна Языкова, искусствовед, кандидат культурологии, член Синодальной Библейско-богословской комиссии, член Экспертного совета Русской Православной Церкви по искусству, архитектуре и реставрации, преподаватель Коломенской семинарии, посвятила доклад современной иконописи. В настоящее время ориентиром для иконописцев становится великое прошлое, поскольку еще не сложились современные школы иконописания. Однако это вовсе не означает, что мастера обречены только повторять созданное нашими предшественниками и не иметь собственного художественного высказывания. Икона — не только достояние прошлого, она продолжает быть живым языком, на котором Церковь несет Благую Весть миру. Среди множества современных иконописцев есть ряд мастеров, которые ищут новые средства для выражения вечных истин, новые возможности в рамках канона. Именно с этим кругом иконописцев связывают понятие «авторская икона», именно такие произведения искусства можно увидеть на выставке «Святые неразделенной Церкви». А мы заметим, что их высоко оценили эксперты как канонического иконописания, так и светские искусствоведы.

Екатерина Ефимович. Фото: Анны Гребенчук.
В репортаже использованы материалы Юлии Зайцевой с сайта www.blagovest-info.ru, а также Информационного агентства «Минск-Новости»

II международная Лаборатория церковных искусств в Храме-памятнике
II международная Лаборатория церковных искусств в Храме-памятнике
II международная Лаборатория церковных искусств в Храме-памятнике
II международная Лаборатория церковных искусств в Храме-памятнике
II международная Лаборатория церковных искусств в Храме-памятнике
II международная Лаборатория церковных искусств в Храме-памятнике
II международная Лаборатория церковных искусств в Храме-памятнике
II международная Лаборатория церковных искусств в Храме-памятнике
II международная Лаборатория церковных искусств в Храме-памятнике
II международная Лаборатория церковных искусств в Храме-памятнике
II международная Лаборатория церковных искусств в Храме-памятнике
II международная Лаборатория церковных искусств в Храме-памятнике
II международная Лаборатория церковных искусств в Храме-памятнике
II международная Лаборатория церковных искусств в Храме-памятнике
II международная Лаборатория церковных искусств в Храме-памятнике
II международная Лаборатория церковных искусств в Храме-памятнике
II международная Лаборатория церковных искусств в Храме-памятнике
II международная Лаборатория церковных искусств в Храме-памятнике
II международная Лаборатория церковных искусств в Храме-памятнике
II международная Лаборатория церковных искусств в Храме-памятнике
II международная Лаборатория церковных искусств в Храме-памятнике
II международная Лаборатория церковных искусств в Храме-памятнике
II международная Лаборатория церковных искусств в Храме-памятнике
II международная Лаборатория церковных искусств в Храме-памятнике