И.П.Золотусский – первый гость «Православной гостиной»!

17.01.2015

В литературном светском салоне княгини Зинаиды Александровны Волконской в Москве бывали корифеи русской словесности и культуры первой половины XVIII века: П. Вяземский, Д. Давыдов, Е. Баратынский, П. Чаадаев, В. Одоевский, А. Хомяков, братья Киреевские… всех не перечесть. Княгиня принимала А.С.Пушкина, а без ума влюбленный в хозяйку салона молодой Адам Мицкевич был частым гостем. Но традиция литературных салонов уже в девятнадцатом веке стала забываться.

Думается, что интересные встречи с выдающимися людьми литературы и искусства могут возродиться в наше время. Как никогда раньше сейчас люди нуждаются в живом общении на высокие темы, ощущается недостаток глубоких мыслей, проникновенных художественных образов и вдохновляющих идей. В Храме-Памятнике в честь Всех Святых вечером 15 января впервые распахнулись двери «Православной гостиной» и открыли возможность услышать и сохранить в своей памяти и в памяти следующих поколений то, что могут сказать люди, такие как приглашенный на первую встречу гость. Ему 84 года. Литературе он отдал более 60 лет. Он известный критик и историк литературы, писатель. Самым известным его трудом стала книга из серии «Жизнь замечательных людей» о Николае Гоголе. Книга издана на литовском, болгарском и словацком языках. Игорь Петрович Золотусский изучает творчество и жизнь тех авторов, кто ему интересен, кого ему нравится читать. Это Лермонтов, Толстой, Карамзин, Быков, Солженицын.  

Детство Игоря Петровича было сложным, как у всех, кто пережил страшную войну. Отца и мать арестовали, а мальчика поместили, как сына врага народа, в детский дом, располагавшийся на тот момент в Даниловом монастыре в Москве. По воспоминаниям Игоря Петровича детский дом можно было сравнить с лагерем, все человеческие отношения сводились к насилию и озлобленной жестокости. Но именно детский дом спас детей от голода военных лет. Однако не смотря на ужас происходившего, этот период оказался неслучайным в жизни Золотусского. Арест родителей вызвал чувство мести в  мальчишке, он долгие годы не мог простить, словно Гамлет из Шекспировской трагедии. Поэтому Игорь Петрович вложил силу собственной страсти, когда писал критическую статью «Рапира Гамлета», прочитав которую, Корней Чуковский увидел в начинающем писателе талант литературного критика, и тем самым на всю жизнь определил его творческую стезю.

Также неслучаен стал Данилов монастырь, потому что именно здесь в некрополе до 1931 года находилась могила Николая Гоголя. С личности этого великого писателя И.П.Золотолусский начал глубокую исследовательскую работу и позже стал историком литературы. Важные духовные перемены в личности Игоря Петровича также произошли благодаря Гоголю. Литература – незримая ступень к христианству, считал великий писатель, и подтверждением этих слов стала жизнь И.П.Золотусского.

Известно, что Н.Гоголь ездил в Иерусалим. Он ехал молиться, он надеялся, что там произойдет его встреча с Богом, что он станет чище и лучше  и, в конце концов, он ответит на мучающие его вопросы о предназначении литературы. Он ехал к Богу. Но, очутившись там, он почувствовал черствость и неотзывчивость сердца. Снимая в 2007 году фильм о Николае Гоголе, Золотусский буквально шел по следу писателя, поэтому тоже был у Гроба Господня. Как раз он испытал то, чего ждала душа так сильно верующего Гоголя. Чувство неимоверного счастья нахлынуло внезапно, и о его силе  можно предположить по тому, как  дрожал голос Игоря Петровича, когда он рассказывал слушателям об этом событии спустя столько лет. 

Близкой была для приглашенного гостя «Православной гостиной» тема встречи: «Место и роль классической и современной литературы в Христианском мире». Игорь Петрович высказал мнение, что отсутствие христианской идеи любви в литературе выхолащивает ее. На сегодняшний день, считает Золотусский, вообще нет литературы, есть только печатные издания. К этим словам можно придраться, ведь невозможно знать все книги современных авторов, но можно и прислушаться, так как Игорь Петрович ежегодно прочитывает немало произведений, номинированных на премию «Ясная Поляна», членом жюри которой он является. Он говорит: «Что происходит с литературой? Ее нет. Люди не хотят читать того, что награждается премиями и пишется для заграничных ярмарок, потому что люди отворачиваются от нигилизма… Христос понимал свободу, в частности свободу слова, как свободу самоограничения. Христос подымает падшего, возвращает его к жизни. Нигилисты занимаются отрицанием всего и вся в человеке, пусть даже который заблудился, свернул с истинного пути, который во всем сейчас сомневается. Но нельзя постоянно жить в состоянии отрицания, нельзя жить в состоянии глумления над прошлым. Мы не можем болеть этой болезнью долго. Если человек болеет, он или умирает, или выздоравливает. При помощи Церкви возможно ожить…»

«Свет просвещения – это смирение и любовь к ближнему, - продолжает Игорь Петрович. - Это моя коренная убежденность, внушенная жизнью. Мы выжили и остались сильными. В этом нам помогли простые люди. Когда мы сбежали с детского дома в 1944 году, они кормили и согревали нас. Вот чему всегда учила русская литература».

Во второй части литературной встречи Игорь Петрович рассказывал о Василе Быкове, с которым был лично знаком. Высоко оценивая писательский талант и личностные качества белорусского писателя, И.П.Золотусский сделал о нем фильм «Знак войны», который вошел в цикл передач «Прощай, ХХ век!». Он поставил автора военных повестей наряду с такими выдающимися личностями прошлого столетия как Константин Симонов, Александр Солженицын, Федор Абрамов. С большой болью отзывается Игорь Петрович о поколении писателей 20 века. Они всю жизнь вели борьбу с собой, пытаясь не поддаться лжи, которую их вынуждали писать, против клеветы, которую обрушивали на них самих.

«Он был лучше меня, - сказал Игорь Петрович.- Мы часто слышим нелестные отзывы о Быкове, но это неправда». «Быков писал о войне и не о войне – он писал о человеке». Можно ли оправдать войной предательство и попрание совести? Основой для его повестей, осажденных со всех сторон критикой, но горячо любимых читателями, стали реальные наблюдения из военной жизни. Будучи семнадцатилетним молодым человеком, Василь был приговорен к расстрелу, его приняли за немецкого шпиона. Но его молодость пожалел пожилой солдат. «Беги», - едва слышно произнес он и выстрелил в воздух. В 1943 году был тяжело ранен, а по ошибке считался погибшим. На месте его родового дома остались руины, и некуда было возвращаться после войны. «Убитое» поколение – называл В.Быков поколение, прошедшее через Великую Отечественную войну.

Литературная встреча в «Православной гостиной» была красивой. Неспешный и откровенный тон беседы задавал ведущий вечера Олег Винярский. В этот вечер он также представлял Театральную студию «Книжица» и исполнил роль Акакия Акакиевича в сцене из арабеска-эссе «Меж двух портретов. Н.В.Гоголь – С.А.Есенин. Запечатленная встреча». Музыкальным сопровождением всего вечера стало пение праздничного хора «Всехсвятский».

 

Автор: Екатерина Ефимович

Фото: О.А. Дыбов

Верстка и оформление: В.С.Волобуев

 

Видео к теме: