«Любите Родину, как невесту», − из личных воспоминаний Митрополита Павла

25.04.2018

О патриотическом воспитании молодежи говорили на заседании Консультативного межконфессионального совета при Уполномоченном по делам религий и национальностей, которое состоялось 23 апреля в Храме-Памятнике в честь Всех Святых. Пониманием патриотизма и опытом воспитательной работы делились участники совета – духовные лидеры основных конфессий нашей страны, представители Министерств обороны и образования Республики Беларусь. Каждая религия, каждая народность вносит свой вклад в межконфессиональный мир, в том числе через чувство благодарности стране, в которой живут бок о бок с коренным населением уже многие века.

Открыл заседание настоятель Всехсвятского прихода г. Минска протоиерей Федор Повный. В своей речи отец Федор рассказал, что предлагает Храм-Памятник жителям Беларуси, какую идею он несет и какие возможности дает это место для патриотического воспитания молодежи. Именно патриотические чувства в свое время сподвигли отца Федора возвести храм в память воинам, павшим за земное Отечество, чтобы прославлять многих из них как неизвестных святых в небесном Отечестве. Патриотизм зарождается в знании истории своего народа, но не выхолощенных сухих фактах, а наглядной, правдивой в своей жертвенной сущности – как в крипте храма. Поэтому патриотизм – это, прежде всего, любовь к Отечеству, к своим отцам. Предки передали нам священный дар – независимость нашей земли, они ее отстояли, пройдя страшные испытания, они нам стали примером нравственного долга. Молитва за них дает возможность ощутить свое единство с целым народом. Если вдумчиво созерцать историю, она явственно укажет, кто есть наш союзник, в ней открывается наш мировоззренческий фундамент, она подскажет верное направление. Патриотизм для белоруса не равен национализму, потому что наша свобода ковалась сообща с другими народами, наше первое умение – жить сообща.

О том, что Храм-Памятник, как активный представитель Белорусской Православной Церкви, имеет несколько интересных совместных проектов с молодежью, стало известным из доклада Александры Владимировны Гончаровой, и.о. секретаря ЦК ОО БРСМ. Волонтеры движения «Доброе сердце» помогают не только православным приходам, но и религиозным организациям других конфессий. В свою очередь для белорусской молодежи патриотизм – это добрые дела, которые юные граждане могут сделать для родного края, поделилась Александра. Православная Церковь уже давно сотрудничает с Министерством обороны, и основным направлением ее работы с воинством является укрепление нравственного здоровья служащих, мотивация к службе через чувство любви к Отечеству и родному дому, через выполнение главной заповеди Господа о любви к ближнему. Православное учение издавна воспитывает дух воинов, помогая нести тяготы службы. В отечественной системе образования дети проникаются традициями родного края, исследуя его историю. Как отмечают все педагоги, основными темами краеведческих исследований являются православные святыни, история храмов, жизнь священнослужителей.  Представители христианских конфессий римо-католиков и греко-католиков схожи во мнении, что основными направлениями воспитания любви к Отечеству являются история и духовная культура, героико-мемориальная деятельность, социальное служение. Особое место в воспитании молодежи, занимает молитва – участие в богослужениях, уверен Евгений Усошин, канцлер курии Апостольского визитатора для греко-католиков Беларуси.

«Любовь к Отечеству – долг гражданина, это то, на чем зиждется наша нормальная жизнь, то, что создает высочайший авторитет Беларуси в мире», − убежден муфтий мусульманского религиозного объединения Беларуси Абу-Бекир Шабанович. Этому принципу следовали крымские татары, приглашенные 620 лет назад великим князем Витовтом, чтобы помочь остановить продвижение крестоносцев на восток. Храбрые татары не покинули поле боя в Грюндвальдском сражении и добыли признание, честь и уважение от населения, получили доверие вести свое хозяйство. За многие годы эти люди впитали толерантность местных жителей, стали неотделимым от судьбы белорусского народа, доказывая свой патриотизм воспитанием детей, честным трудом и готовностью придти по зову правителя вооруженными. Они руководствовались религиозными постулатами, в которых о патриотизме говорится много. В священных текстах написано: «Любовь к Отечеству – это  часть твоей веры. Тот станет настоящим мусульманином, кто полюбит ближнего и будет поступать с ним так, как желает, чтобы поступал он с ним». Также мусульмане несколько раз в год отмечают День памяти и примирения, в которые чтут память погибших, вспоминают положительные и негативные примеры исторических личностей. В семьях татар сохранились книги, некоторые даже на старо-белорусском языке, с описанием событий, читая которые невозможно остаться равнодушным к истории.

«Я хотел бы подчеркнуть, что героико-патриотическое воспитание – только одна часть деятельности. Важно нравственное воспитание. Однополярность мира заставляет искать свою модель развития. Кого держаться, с кем быть, как воспитывать себя, семью ближнего, как жить в сообществе? Живя в государстве, которое так умело и тонко сочетает государственное управление с опорой на общественное мнение и на самый массовый институт воспитания – религию, наша обязанность – быть вместе. Здесь оазис мира сохраняется потому, что живут миролюбивые люди, законодательство продумано и исполняется всеми гражданами. Мы держимся ценностей предков, ценностей, которые выработал христианский мир в дополнении с другими конфессиями в противовес постмодернизму, который развращает семью, молодежь, а материальный стимул ставит выше всех духовных ценностей», − сделал вывод Абу-Бекир Юхьянович.

Главный раввин религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма в Беларуси Григорий Абрамович рассказал о своем опыте патриотических чувств. Первый урок патриотизма он получил в восемь лет, когда бабушка привела его к мемориалу «Яма». Памятуя свои детские впечатления, сейчас как руководитель, дважды или трижды раз в год у памятных мест общины он организовывает мероприятия с участием представителей государственной власти, населения и молодежи, не столько для того, чтобы вспомнить 800 000 погибших евреев, но для того чтобы пожелать всем мира. Второй урок он получил из текстов молитв, переводя их на русский язык вместе с экспертами  из Беларуси, Украины и России. И третий – от молодежи, рожденной после 2000 годов. Мудрые слова пророков учат еврейский народ: «Просите мира для того города, в который Я (Господь) изгнал вас, и молитесь за него Господу, ибо при его благополучии и вы будете благополучны»; «Молитесь за благополучие правительства, если бы не страх и любовь, которые они внушают, люди бы поглотили друг друга как рыбы». Красной нитью через тексты Талмуда проходит  мысль, что люди, которые живут по духовным законам и  исполняют закон государства, обретают спокойствие и благополучие. В заключение Леонид Павлович Гуляко, Уполномоченный по делам религий и национальностей при Совете министров Республики Беларусь, поблагодарил почтенное собрание за такие глубокие мысли и предложил издать небольшой сборник из выступлений, который будет свидетельствовать об искренней заботе белорусов, представленных различными национальностями и исповедующими разные вероучения, о своем общем доме.  

Екатерина Ефимович, Эрика Рассудкова. Фото Анны Гребенчук

«Любите Родину, как невесту», − из личных воспоминаний Митрополита Павла
«Любите Родину, как невесту», − из личных воспоминаний Митрополита Павла
«Любите Родину, как невесту», − из личных воспоминаний Митрополита Павла
«Любите Родину, как невесту», − из личных воспоминаний Митрополита Павла
«Любите Родину, как невесту», − из личных воспоминаний Митрополита Павла
«Любите Родину, как невесту», − из личных воспоминаний Митрополита Павла
«Любите Родину, как невесту», − из личных воспоминаний Митрополита Павла
«Любите Родину, как невесту», − из личных воспоминаний Митрополита Павла
«Любите Родину, как невесту», − из личных воспоминаний Митрополита Павла
«Любите Родину, как невесту», − из личных воспоминаний Митрополита Павла
«Любите Родину, как невесту», − из личных воспоминаний Митрополита Павла
«Любите Родину, как невесту», − из личных воспоминаний Митрополита Павла
«Любите Родину, как невесту», − из личных воспоминаний Митрополита Павла
«Любите Родину, как невесту», − из личных воспоминаний Митрополита Павла
«Любите Родину, как невесту», − из личных воспоминаний Митрополита Павла
«Любите Родину, как невесту», − из личных воспоминаний Митрополита Павла
«Любите Родину, как невесту», − из личных воспоминаний Митрополита Павла
«Любите Родину, как невесту», − из личных воспоминаний Митрополита Павла
«Любите Родину, как невесту», − из личных воспоминаний Митрополита Павла
«Любите Родину, как невесту», − из личных воспоминаний Митрополита Павла
«Любите Родину, как невесту», − из личных воспоминаний Митрополита Павла