Открытие выставки прошло во время XXX Минского международного кинофестиваля «Лістапад» и приурочено к 100-летию белорусского кинематографа. Как рассказали организаторы, цель выставки — рассказать о личностях, которые создавали отечественный кинематограф мирового уровня, передать их внутренний мир, видение красоты, кадра.
Участниками творческой встречи стали Арендаревич Е.Н. – председатель Белорусского Союза кинематографистов, Копелев А.И. – официальный представитель Клуба православных меценатов в Республике Беларусь, Зайцев Д.Е. – белорусский кинорежиссер, сценарист, заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, протоиерей Алексий Васин – клирик Всехсвятского Прихода г.Минска и др.
Экспозиция открылась творческой встречей с оператором Анатолием Заболоцким. А особым эксклюзивом стал показ закрытого рабочего материала готовящейся премьеры — автобиографический фильм Анатолия Заболоцкого «Жизнь в профессии». Сам автор рассказал, как ведется работа над картиной и почему события показаны именно так. Заведующая отделом экранных искусств Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Антонина Карпилова отметила, что выставка играет особую роль — знакомит с высочайшим уровнем визуальной культуры, которая формировалась в 1960-е годы, когда Анатолий Заболоцкий пришел на киностудию «Беларусьфильм».
«В этом смысле фильмы, которые он снимал на белорусской киностудии, отличаются особым качеством визуального решения. Я, например, вспоминаю фильм «Последний хлеб», который мы долго пробивали для оцифровки и который недавно посмотрели в кинотеатре «Победа». Он и сейчас смотрится современно. Речь идет об одной ночи на целине, причем снимали в ночном режиме. Это потрясающе уникальная съемка, которая требует особых усилий от оператора. И когда смотришь вот эту фотовыставку, понимаешь, какие гениальные мастера поднимали нашу белорусскую киноцелину. Киноведы и некоторые кинематографисты считают 1960-е годы золотым веком белорусского кино. И об этом очень важно помнить, особенно в год 100-летия нашего кино», — сказала она.
Антонина Карпилова подчеркнула, что Анатолий Заболоцкий также и выдающийся фотохудожник. «Когда смотришь на созданные им работы, особенно фотопортреты, понимаешь, что они гениальны. Пером фотообъектива ты видишь глубину характера. Если смотришь пейзажи, то это, безусловно, несколько планов. Это такая предкамерная реальность, которая обладает глубиной пространства и несет большую смысловую нагрузку. Фотопортреты — это, конечно, его конек. Его черно-белая фотография обладает массой оттенков серого, сумеречного. Это целая палитра, которая находится между черным и белым цветами», — отметила она.
Еще одним участником творческой встречи стал известный звукорежиссер, продюсер Виктор Морс. Он отметил, что подобные выставки должны стать для Беларуси обычным делом. «Люди должны постоянно соприкасаться с культурой. Поэтому мне кажется, что эти выставки — замечательная идея. Чем больше их будет, тем лучше для людей, лучше для юного поколения. Кинематограф — это лицо страны. Какое кино будут видеть другие, такое и будет складываться представление о стране», — добавил он. Виктор Морс также отметил, что подобные выставки — необходимая часть фестиваля. Именно благодаря таким встречам и выставкам «Лістапад» не просто конкурс на лучший фильм, а действительно международный фестиваль, наполненный встречами и знакомствами.
Экспозиция расположилась в выставочном павильоне «Буквица» Национального мемориального комплекса «Храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших».
До начала творческой встречи А.Д. Заболоцкий в сопровождении директора Государственного учреждения «Белорусский культурный центр духовного Возрождения» Александра Гостева посетил Крипту, постоянную экспозицию «Музей Памяти».
По материалам БелТа
Фоторепортаж Анны Гребенчук