Первоверховные апостолы Петр и Павел

14.07.2020

Апостола Петра (Кифу) звали от рождения Симоном (Шимоном). Он был рыбаком, иудеем. Назвали его в честь родоначальника одного из двенадцати колен Израиля, к которому он, видимо, и принадлежал. Апостол Петр был имел силу устного слова. Апостол Павел имел имя Савл, или Саул, как первый царь Израиля. Был фарисеем, имел блестящее образование и три гражданства: иудейское, эллинское и римское. Апостол Павел оставил обширное письменное наследие.

Во Христе нет ни грека, ни иудея, ни русского, никакого национального или классового деления. Но преодоление национальных границ далось первым христианам иудеям трудно. Вера Христова за несколько десятилетий распространилась по всей Римской империи. Маленькая первоначально иудейская секта превратилась в мировую религию. Горстка учеников преобразилась во Вселенскую церковь. Это было чудо. Но чудо это было совершено руками людей — апостолов.. Они получили особый дар и призвание – созидать Церковь – святую, соборную, апостольскую. Первыми среди апостолов мы чтим Петра и Павла.

Чем же выделяется их роль в распространении христианства? Ведь не называют первоверховными ни Иоанна Богослова, ни евангелиста Матфея, ни Иакова, первого епископа Иерусалима. Все апостолы трудились над одним делом, все они свидетельствовали о Христе, но служение апостолов Петра и Павла было особенным уже по тому, что им было суждено перейти чрезвычайно важные границы. Апостольство и всегда есть перехождение границ: посланный от Бога обращается к «внешним», к тем, кто еще за границей Церкви; он выходит за установленные рубежи общины, чтобы просветить и спасти тех, которые еще во тьме. Очень часто границы эти были географическими: апостол Фома проповедовал в Индии, равноапостольная Нина в Грузии, равноапостольный Николай (1836-1912) в Японии, равноапостольный князь Владимир крестил Русь. Но отнюдь не всегда пути проповеди означали пространственное перемещение: апостолу Петру выпало первому обратиться к язычникам, а не к иудеям, и это был важнейший рубеж, хотя он и не был сопряжен с дальними путешествиями. Иудеев, избранный народ отделяли от неверных многовековые устои – перейти их было сложнее, чем уехать на край света. Не случайно, чтобы решиться на проповедь язычникам Петру понадобился особый знак – видение, в котором Господь трижды повторил, обращаясь к Петру, не гнушаться ничем из того, что Он очистил. Петр сделал первый шаг. Продолжил же дело просвещения народов «апостол язычников» Павел.  Он впервые вступил на европейский континент, и греко-римский языческий мир озарился светом евангельского благовестия; в обветшавшие языческие формы жизни была влита новая жизнь, столь благотворно воздействовавшая на народы европейские и положившая начало христианской культуре.

Апостолы Христовы переносили неподъемные тяготы ради устроения Церкви Христовой. Вот как апостол Павел говорит о себе: «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы и я не воспламенялся?» (2 Кор. 11, 23-29)

Первоверховные апостолы Петр и Павел, и другие апостолы от двенадцати и семидесяти, являют нам пример, как слово, укрепленное благодатью, возрастало в народах, превращая меньшинство христиан в большинство. Не революции распространили Церковь, но апостольское слово и дело; не кровью других людей, но своей кровью апостолы и мученики утверждали Церковь, уподобляясь Христу, своему Учителю.  

По материалам диакона Николая Солодова, архим. Кирилла Павлова, священника Н.Никольского

Фоторепортаж Божественной литургии и поздравления протодиакона Павла Повного с днем тезоименитства от Олега Дыбова

Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Первоверховные апостолы Петр и Павел