Рождественский концерт хоров в Всехсвятском приходе

17.01.2015

Увидеть невыразимое нельзя, но постичь можно. С чувством прикосновения к непостижимому уходили вечером 14 января слушатели рождественского концерта хоров. В концерте принимали участие Детский хор Воскресной школы, образцовый хор «Поющие музыканты» Белорусского государственного колледжа при БГАМ и праздничный хор «Всехсвятский». Всем любителям церковного пения хор «Всехсвясткий» по инициативе его руководителя Дмитрия Токмакова подарил этот музыкальный вечер. Также свой маленький «Рождественский подарок» передала приходу Алла Мазурова, руководитель образцового хора «Поющие музыканты» республиканского музыкального колледжа при БГАМ – диск с рождественскими колядками в исполнении хористов.

А слушателям в импровизированном зале юные музыканты-инструменталисты, многие из которых являются лауреатами конкурсов, подарили знакомство с творчеством белорусских композиторов. Наряду с церковными песнопениями дети исполнили пьесу «Гобой Габриеля» Энио Мариконе из к/ф Миссия в обработке для детского хора Симеона Климанова. Это музыкальная история о том, как архангел Гавриил возвестил рождение Христа и Иоанна Предтечи. Интересно было познакомиться с песнями из хорового цикла Георгия Сосновского на слова Симеона Полоцкого «Панна Марыя». Сейчас Георгий Сосновский живет во Франции и активно занимается популяризацией белорусской музыки.

Иерей Андрей Саврицкий и регент Детского хора Воскресной школы Мария Клочко несколько дней назад возили ребят на фестиваль «Колядки» в городе Беластоке. Дети были воодушевлены тем, что публика специально приходила слушать их пение, ведь это оказался среди выступающих хоров самый большой по численности приезжий коллектив, тем более, что исполнял хор известные рождественские песни, но которые, к сожалению, нечасто звучат в репертуаре любительских хоров. Например, рождественский гимн  «Что за дитя?» (What Child Is This?), положенный на музыку древней английской баллады «Greensleeves» 16 века. Слова, которые мы услышали на концерте, сочинил Вильям Чаттертон Дикс в 1865 году, но впервые строки о рождественских событиях были придуманы к музыке в 1642 году. Слушая ритмичную мелодию гимна, в воображении легко представляешь себя в Средневековой Европе. Украинская колядка «Спы, Icусе, спы» - нежная и ласковая колыбельная для Богомладенца. В этот вечер «старого» Нового года детский хор с помощью музыки и поэзии нарисовал картины Рождества — вертеп, Марию, волхвов. Слушатели словно побывали в Вифлееме.

Но особое впечатление в душах людей оставило пение праздничного хора «Всехсвясткий». Хотя хор существует чуть более полутора лет, он принял участие во многих событиях города Минска. Он стал узнаваем и приобрел поклонников своего творчества. Хор «Всехсвятский» основывается на традиции церковного пения больших мужских хоров Троице-Сергиевой Лавры. Молитвенность, созерцательность, красота мелодического строя завораживают и покоряют.

 «Добрый вечар, табе» - белорусской народной колядкой приветствовали певцы слушателей. А затем тропарь и кондак Рождества знаменного распева в гармонизации церковных композиторов архимандрита Матфея Мормыля и диакона Сергия Трубачева напомнили о глубине праздника, о его предвечном сиянии. «Яко с нами Бог» - это любимое песнопение - сразу всколыхнуло сердце, будто действительно Бог сейчас присутствовал рядом. В ответ этому порыву созвучен настроению был псалом предначертательный «Благословен еси, Господи». Тоска одиночества берегов рек Вавилонских напомнила о длинном пути покаяния к Господу. А вот народный духовный стих «Грешне человече» просто, по-народному понятно, выразил смысл и цель жизни христианина. Хорошо в раю: птицы поют херувимские, да деревья с листочками атласными. «Как у нашем раю очень жить хорошо. Очень жить хорошо, только некому»  – заключительные строки народного духовного стиха «Ты, дороженька», исполненного в  обработке Ирины Денисовой, заставили опуститься с небес и задуматься о своем пути: «Отчего же ты душа к нам и в рай не зашла? Иль от скупости, иль от глупости?».

Возносились мужские солирующие голоса, отражались от свода и проникали внутрь души. Глубокое духовное содержание песнопений и песен, их особая мелодика, благозвучность напевов дали ощутить невыразимое, бесконечное, и очень близкое сердцу.

 

Автор: Екатерина Ефимович

Фото О.А.Дыбов

Оформление и верстка В.С. Волобуев