Сотрудничество государства и Церкви в воспитании подрастающего поколения эффективно и перспективно

25.02.2017

22 февраля состоялось заседание Координационного совета по разработке и реализации совместных программ сотрудничества между органами государственного управления и Белорусской Православной Церковью на тему: «О ходе выполнения в 2016 году Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015-2020 гг.».

Мероприятие проходило в Белом зале Храма-Памятника в честь Всех Святых г. Минска, но началось оно в Социально-реабилитационном центре Всехсвятского прихода, где базируются начальные классы СШ № 61 с экспериментальной формой духовно-нравственного воспитания на традициях белорусского народа (православия). Участники заседания ознакомились с образовательным процессом, с правовой базой, условиями и мероприятиями, которые создают среду для развития школьников. Эта среда складывается из многих факторов: удобной и комфортной ортопедической мебели, наличием белорусской государственной символики в каждом классе (флаг и герб), а также православной символики, которая прослеживается в художественном оформлении пространства.  

Но главными в процессе воспитании являются человеческие отношения и те принципы,  на которых они строятся. Та духовная опора, которая закладывается в начале жизни, является фундаментом всей дальнейшей жизни. И об этом говорили выпускники школ, которые закончили начальные классы на базе Доме Милосердия.

- Я живу с девизом, который был у нас в начальной школе. Наш педагог Алла Константиновна как-то прочитала: «Не в ту среду попал кристалл, но растворяться он не стал, кристаллу не пристало, валяться где попало». Во мне есть стержень, и я это чувствую. Учеба в Доме Милосердия воспитала меня духовно, культурно, эстетично», — Павел Жуковец поделился своими мыслями с представителями системы образования.

Заседание Координационного Совета открыл Министр образования Карпенко Игорь Васильевич:

— Главная задача образования – комплексное, личностное и социальное развитие молодежи, подрастающего поколения. Задача системного образования – создать оптимальные условия не только для получения знаний для профессионального становления молодых людей, но и для их социализации, в основе которой заложены традиционно нравственные ценности. Перед педагогическим коллективом ставится очень важная задача воспитать гражданина и патриота своей страны, профессионала-труженика, ответственного семьянина. В решении этой задачи важна роль традиционных конфессий и, конечно, Белорусской Православной Церкви.

Министр образования подчеркнул, что государство создает прекрасные условия для обучения, оказывает поддержку талантливой молодежи, но этого недостаточно, поскольку перед обществом возникают новые задачи, решить которые может помочь Церковь. Среди них он выделил формирование ответственного поведения учащихся, основанного на нормах морали и права, формирование духовного стержня, профилактика девиантного поведения подростков и молодежи, суицидов, распущенности, употребления психоактивных веществ, а также предотвращение попадания под влияние деструктивных сект и профилактика семейного неблагополучия.

Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси назвал актуальной задачу формирования нравственного блика нового поколения.

— Церковь являет свое служение людям в стремлении способствовать поддержанию в обществе мира и взаимопонимания на основе высоких евангельских идеалов, и через возможность участия в воспитательно-просветительском процессе видит свой посильный вклад в деле укрепления нашей государственности.

Владыка подчеркнул, что высшие христианские ценности – это гармоничный фундамент и ориентир для полноценного развития духовно-нравственной личности; присутствие их с самого начала жизни человека необходимо.

Уполномоченный по делам религий и национальностей при Совете Министров Леонид Павлович Гуляко рассказал о реализации Соглашения о сотрудничестве Республики Беларусь с Белорусской Православной Церковью и программе, которая была разработана Церковью и Минстерством образования. Он напомнил, что на данный момент соглашения о сотрудничестве с Белорусской Православной Церковью заключили 16 министерств Республики Беларусь, все областные исполнительные комитеты, Минский городской исполнительный комитет, Национальная академия наук, Союз писателей. Он назвал взаимодействие успешным и подчеркнул его важность и эффективность.

Более детально о ходе выполнения Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015-2020 годы рассказала Соротник Мария Александровна – начальник управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Республики.

В рамках этой программы образована рабочая группа, которая создает нормативные локальные документы, разрабатывает планы. Мария Александровна рассказала, что история христианства интегрирована в некоторые общеобразовательные предметы: «Искусство. Отечественная и мировая художественная культура», «Всемирная история», «Обществоведение», «История Беларуси». Также знания о православии школьники могут почерпнуть на факультативных занятиях «Основы православной культуры» (1-4 класс), «Культура и религия» (10-11 класс), «Жизнь общества» (10 класс), «Основы религиоведения» (11 класс).

Интересен опыт работы ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию, расположенного на базе учебно-педагогического комплекса «Ясли-сад № 24 города Борисова».

В 2016 году успешно осуществлялись диссертационные исследования с целью изучения роли православия, формирования культуры и государственности белорусского народа. Проводилась экспериментально-инновационная деятельность по вопросам патриотического воспитания на основе православных традиций.

В течение года осуществлялась экспертиза и подготовка к выпуску учебных и методических изданий по вопросам изучения культурного и духовного наследия Православия. Например, в Национальном институте образования проведена экспертиза учебного пособия для 6-го класса по истории Беларуси с древнейших времен до XV века  и экспертиза учебной программы факультатива «Основы православной культуры» для 5-9 классов учреждений общего среднего образования.

Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин – председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви  в своем выступлении отметил, что в ряде учебных учреждений совместная работа по воспитанию приобрела комплексный характер и повлияла на повышение дисциплины, прилежание учащихся, способствовала их нравственному взрослению. Он сказал, что опыт проведения встреч со студентами во время кураторских часов показывает заинтересованность молодых людей в обсуждении тем, касающихся семьи, брака, традиционной и нетрадиционной религиозности.

Наше сотрудничество раскрывает уникальную возможность почувствовать молодежи свою принадлежность к тысячелетней истории Родины, прикоснуться к нашим святыням, осознать национальную идентичность. Церковь сумела сберечь многие свидетельства богатой истории народа, бесценные культурные сокровища. Летописи, проповеди белорусских святых, храмовое зодчество и иконопись – все это позволяет ощутить свою причастность многовековой истории, осознать себя белорусом.

Владыка Вениамин высказал мнение, что огромным воспитательным потенциалом обладает организация на церковных приходах и в учреждениях образования музейно-краеведческой работы, участие молодежи в праздновании юбилейных дат в жизни БПЦ. Он напомнил, что в этом году отмечается 300-летие со дня рождения святителя Григория Конисского, 220 лет со дня рождения митрополита Литовского и Виленского Иосифа Семашко, через два года 180-летие Полоцкого собора 1839 года – это даты связанные с борьбой против насаждения церковной унии, продолжительного тяжелого периода истории нашей страны.

Владыка предложил использовать шестой школьный день для проведения совместных мероприятий.

Он также обратил внимание, что преподавания основ религии возможно без включения вопроса об истинности догматов веры. В этом случае предметом преподавания становится разъяснение мотивов верующего человека.

Также в ходе заседания был заслушан доклад «Сотрудничество учреждений образования и приходов Белорусской Православной Церкви по вопросам воспитания подрастающего поколения» протоиерея Фёдора Повного – настоятеля Прихода в честь Всех святых в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви. Отец Федор высказал убежденность, что воспитание нравственного подрастающего поколения – это главная задача целого общества, и что в нем нет четкого разграничения на светскую часть и церковную, поскольку оно решает одни проблемы, а поэтому сотрудничество церковных и государственных институтов органично, как сама жизнь. Но в любом случае процесс сотрудничества должен быть добровольным, с согласия всех заинтересованных сторон: педагогов, родителей и детей.

Опытом взаимодействия поделились с присутствующими Беликова Наталия Алексеевна – директор  государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс ясли сад - средняя школа №24 г. Борисова», Шухлев Константин Викторович – директор  государственного учреждения образования «Средняя школа №18 имени Евфросинии Полоцкой г. Полоцка», Рынкевич Ольга Александровна – заведующая сектором научно-исследовательского отдела библиотековедения Государственного учреждения «Национальная библиотека Беларуси».

Прозвучавшие доклады заслуживают внимания, требуют анализа, а поэтому было решено их структурировать и выпустить в электронном или печатном формате. Все присутствующие: и представители Церкви, и представители системы образования отметили перспективность сотрудничества и пригласили к дальнейшему диалогу и совместным проектам.

Заседание Координационного совета проводится дважды в год, следующее пройдет в городе Полоцке – центре празднования 500-летия книгопечатания и белорусской столице молодежи 2017. 

 

Екатерина Ефимович