"ТАКИЕ ЛЮДИ – ЭТО БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ НАШЕЙ ЦЕРКВИ". МУЖСКОЙ ХОР «ВСЕХСВЯТСКИЙ» ПРИГЛАШАЕТ НА ПЯТИЛЕТИЕ

05.11.2018

15 ноября в концертном зале "Минск" состоится большой праздничный концерт мужского хора "Всехсвятский", завершающий концертный тур по белорусским городам в честь пятилетия со дня создания коллектива.

Прошедшие пять лет уже становятся достоянием истории, и июнь 2013 года – тёплое и драгоценное воспоминание. Именно тогда выпускник Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Дмитрий Токмаков приступил к своему регентскому служению во Всехсвятском приходе Минска, где уже существовал ансамбль из 5-6 человек, носящий название прихода. Но у настоятеля прихода, протоиерея Фёдора Повного, возникла идея создать на его основе настоящий церковный хор, за что Дмитрий взялся с энтузиазмом.

Церковный певческий коллектив начинается с регента, с его личности, профессионализма. Весьма подробно о становлении Дмитрия Токмакова расскажет матушка Иулиания (Денисова), регент Свято-Елисаветинского минского монастыря, которая была его преподавателем в музыкальной гимназии-колледже:

– Судьба регента – это удивительная вещь. Люди приходят к этому служению по-разному. Дмитрий шёл достаточно последовательно. Я его знаю с 7 лет, и это был, сразу видно, очень одарённый, с абсолютным слухом, ученик. Он лет с 10–12 пел в церкви, знал службу, а с 14 лет уже начал регентовать на своём приходе в Михановичах. В те годы это было достаточно необычно.

Колледж Дима окончил как дирижёр-хоровик, затем поехал в Петербург, с блеском поступил в консерваторию и окончил её вокальное отделение, то есть у него очень сильное двустороннее музыкальное образование – и как певца, и как руководителя хора. И, конечно, ему прочили большое будущее. Но юноша взял и вернулся на родину, вернулся к регентскому служению.

Мне кажется, это говорит о личности многое: он знает, чего хочет, и чего от него требует Бог. Это глубоко верующий человек, по-настоящему верующий. Мы сейчас с ним тоже много общаемся и на хоровые темы, и на темы веры, как её сохранить, как жить сейчас в нашем мире. И мне кажется, что такие люди – это большая ценность нашей Церкви. Поэтому ему Бог и дал создать такой поистине уникальный хор. Я помню, когда они выступали у нас на "Державном Гласе", это было просто открытие для всех!

Здесь слилось воедино несколько моментов: во-первых, это традиция; во-вторых, регент в репертуаре с детства; в-третьих, он сам умеет многое, может гармонизировать; в-четвёртых, у него есть концепция хора, вот это очень важно. Руками махать, знаете, могут многие, а должна быть концепция хора и концепция каждого сочинения. Дима об этом думает.

Глядя на другие коллективы и исходя из своего опыта, могу сказать, что всё зависит от регента: какой регент – такой и хор. И мне кажется, Диме многое дано в этом плане. Хор замечательный, в него собраны лучшие силы. Ведь не секрет, что в церкви – и на клиросе в том числе – мужчины на вес золота. А вот во "Всехсвятском" собраны очень хорошие силы, и слава Богу, что так есть.

Я, конечно, желаю этому хору многая лета в связи с его пока небольшим юбилеем. Желаю, чтобы они не остывали, чтобы горение, которое посещает человека или коллектив в начале его становления, никогда не превратилось в тление, чтобы оно всегда горело ровным пламенем такой молитвенности и профессионализма, которые есть у этого хора.

Первое поистине боевое крещение хор принял буквально через месяц, встречая на вокзале патриархов практически всех православных поместных церквей мира, прибывших в Минск для участия в торжествах по случаю 1025-летия Крещения Руси. К этой встрече было подготовлено несколько песнопений, посвящённых великому событию, они-то и прозвучали в полуночной тишине столицы перед зданием вокзала.

Так началась активная творческая деятельность хора: постоянное участие в богослужениях, различных церковных и церковно-государственных мероприятиях, сольные концерты в Минске и на выезде, фестивали и конкурсы.

Среди наиболее значимых выступлений хора: концерт на Поклонной горе в Москве в День России, выступления в Санкт-Петербурге. Но самым ярким событием в своей творческой биографии хористы называют поездку в Ватикан, когда они два года назад во главе с отцом Фёдором Повным сопровождали выставку белорусской иконописи, проходившую в ватиканском музее. Для этого мероприятия была подготовлена специальная программа выступлений. Выставку в ходе официального визита в Италию и Ватикан посетил Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, и встреча с ним тоже запомнилась участникам коллектива.

Дмитрий Токмаков вспоминает, как хору, кроме всего прочего, удалось спеть на площади Св. Петра среди многотысячной аудитории во время традиционной Генеральной аудиенции Папы Римского: когда папамобиль поравнялся с хором, ребята грянули "Многая лета".

Из последних ярких событий: 16 октября "Всехсвятский" всем составом пел в своем родном храме-памятнике во имя Всех Святых на его великом освящении, которое проводил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл при огромном стечении народа. Отрадно, что ребята получили высокую оценку Его Святейшества.

Протоиерей Андрей Бондаренко, композитор, клирик Свято-Покровского Кафедрального собора г. Гродно:

– Знакомство мое с этим замечательным коллективом и его регентом Дмитрием Токмаковым случилось в 2015 году в Гродно, во время XIV Международного фестиваля "Коложский благовест". Выступление хора в конкурсной программе явилось откровением для искушенных слушателей нашего города! Мужской хор, обладающий высоким исполнительским мастерством, – большая редкость, и не только для Беларуси. Я помню всего несколько таких коллективов, и хор "Всехсвятский" один из лучших! Особенно важно, на мой взгляд, воплощение певчими хора традиций православного богослужебного пения, что является плодом их молитвенного опыта. Освящение высокого профессионального мастерства Божиим благословением – вот истинная цель трудов каждого искусника, и коллектив стремится достичь этой вершины!

Важное делание в таком восхождении к совершенству принадлежит регенту хора. Дмитрий Токмаков – высокообразованный музыкант, умелый певец и талантливый дирижёр. Кроме того, у него есть обработки и аранжировки песнопений, свидетельствующие о его несомненных способностях в этой области творчества.
Лично я дорожу дружбой с Дмитрием и благодарю весь коллектив за прекрасное исполнение моих сочинений!

Поздравляю хор "Всесвятский" с 5-летним юбилеем и желаю этому коллективу трудолюбия и мудрости, а его руководителю – неотступности в восхождении к вершинам мастерства! Желаю также хору не уклониться в область популярной музыки, но быть свидетелем и проповедником Божественной красоты! Этот хор – большая наша надежда!

Говоря о стиле исполнения хора "Всехсвятский", надо отметить, что его богослужебные песнопения отличаются особой гармонизацией, троице-сергиевским знаменным распевом, непревзойдённое звучание которого отмечают все специалисты. Андрей Романович Саврицкий, дирижёр заслуженного коллектива Республики Беларусь, академического хора Белтелерадиокомпании, доцент кафедры хорового дирижирования Белорусской государственной академии музыки, лауреат национальной музыкальной премии "Лира":

– В первую очередь хочу поздравить коллектив с маленьким, но всё-таки юбилеем – 5 лет. Дата скромная, но я считаю, что коллектив за это время в плане творчества очень вырос. Помню, как всё начиналось. Помню, как хор стал выходить на концертную эстраду – как с духовными песнопениями, так и с обработками народных песен. В богослужебном пении регент хора опирается на традиции Свято-Сергиевой Лавры, очень чтит выдающегося регента Матфея Мормыля, поэтому эти традиции он перенёс и на территорию Беларуси.

Относительно регентского стиля о. Матфея сам Дмитрий Токмаков признаётся:

– Вообще я взял за правило в богослужении следовать стилю отца Матфея, потому что, на мой взгляд, для русского человека, для нашей русской души многогранной, подходит именно он: для того, чтобы где-то порадоваться, где-то поплакать, поскорбеть. И мне очень близок этот стиль.

Пять лет – достаточный срок, чтобы сплотиться в коллектив единомышленников. Хотя, конечно, задача это непростая, поскольку, известно, музыканты – народ тоже непростой, очень тонкий, очень ранимый, и при работе с ними нужен совершенно индивидуальный подход к каждому. Можно считать заслугой руководителя коллектива и то, что кризисные моменты были благополучно преодолены, и певческий коллектив стал именно коллективом. Лариса Александровна Густова-Рунцо, доктор искусствоведения, профессор кафедры белорусской и мировой художественной культуры БГУКиИ, профессор кафедры русской музыки и музыкальной белорусистики БГАМ, автор и руководитель проекта "Международный фестиваль Православных Песнопений" (1993 – 2009):

– Начинать разговор о мужском хоре "Всехсвятский" необходимо с характеристики его руководителя – Дмитрия Токмакова. Хоровое искусство – явление коллективное, однако центральной фигурой, несомненно, является дирижёр или регент.

Каждый певец своим голосом, своей мыслью создает образ песнопения, а через него – образ Церкви. Какой же образ Церкви? Несомненно, это образ Небесного Отца, образ Любви, образ Христовой любви, которая поглощает и всепрощает. И молящийся (или слушатель) воспринимает этот цельный образ в голосе певцов.
Но голоса нескольких певцов без организующей руки регента, без его дыхания, без его глаз создать такой образ не смогут, потому что сколько певцов в хоре – столько и разных ощущений, столько и мыслей о том тексте и в том тексте, который поется.

Регент – это тот человек, который соединяет в себе мысли, ощущения, умения, технику, мировоззрение и ментальность поющих, которые стоят перед ним. Он не только объединяет их личности, он их оживотворяет и пропитывает с в о и м и мыслями, своими ощущениями. Это как тесто, которое замешивается из разных компонентов, потом эти компоненты сбиваются, становятся единой массой. Но, для того чтобы эта масса стала тестом и пирогом, необходима закваска. Вот этой закваской и является регент в церкви, дирижёр в певческом искусстве. Такая "закваска" в лице Дмитрия Токмакова, на мой взгляд, является очень качественной.

Я очень люблю бывать на концертах "Всехсвятского". Я очень люблю бывать на богослужениях за которыми поёт этот хор. Причём на службах люблю бывать на хорах, потому что мне очень нравятся жесты регента Дмитрия Токмакова. Он вообще не дирижирует, управляя хором скользящими по воздуху руками.

Некоторое время назад делая научный доклад на конференции, я показала запись жестов Дмитрия Токмакова, сделанную на хорах Троицкого храма (хор исполнял Херувимскую песнь на Литургии). Просматривая запись, присутствующие учёные высказывали удивление. Как?! Он же не показывает ничего – ни окончания фразы, ни нюансировки. А хор всё делает. Причём видно, что делает это не потому, что выучил, а потому что он "считывает" то, что идёт из регента, из его взгляда, от рук. Певцы улавливают некую силу, исходящую из регента. И это, несомненно, сила Святого Духа и это – настоящее чудо.

Своими чуть видимыми жестами Дмитрий лепит вселенную молитвы Всехсвятского хора. Регент жестами посредством молитвы хора моделирует и молитву всего прихода. Потому что прихожанин за богослужением молится не так, как он думает, а так, как он слышит в данный момент. То есть регент Дмитрий Токмаков аккумулирует в звуке все мысли присутствующих, и получается соборная молитва, к которой мы все стремимся.

Участники мужского хора "Всехсвятский" – профессиональные музыканты от 17+: выпускники Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки, студенты и выпускники консерватории, ведущие голоса других коллективов города. В репертуаре коллектива не только богослужебные песнопения, хор исполняет также авторские произведения, в том числе и Дмитрия Токмакова, и народные песни. На концертах неизменно "на бис" звучат "В темном лесе", "Полюшко-поле", "Выйду в поле с конем…", "Вечерний звон".

Ольга Евгеньевна Янум, художественный руководитель Государственной Академической хоровой капеллы РБ им. Г. Ширмы и хора Salutaris: – Очень здорово, что в Минске появился мужской хор высокого профессионального уровня, где поют замечательные музыканты и руководит этим хором замечательный регент, имеющий образование не только дирижёрское, но и вокальное. Сразу чувствуется в подаче хора то, что вокально он звучит очень профессионально. Это радует ухо. У этого коллектива сразу появляются большие возможности в интерпретации и в подаче слова, выразительности. Я бесконечно рада, потому что эта традиция мужского пения в Беларуси, к сожалению, никак не представлена. Есть ансамбли мужские, их достаточно много, но мужского хора, полноценного, полнокровного, который может исполнять совершенно любую музыку, нет. В этом большая заслуга регента.

Ещё большой плюс коллектива в том, что духовная музыка в его исполнении звучит совершенно в особом строе, в особом ключе, потому что участие в богослужениях, естественно, накладывает свой отпечаток, и люди с более глубоким пониманием исполняют духовную музыку. Я могу только пожелать ребятам успехов и творческих необыкновенных проектов, чтобы хор полноценно участвовал в культурной жизни Минска. Потому что это не только богослужебный хор, а такой, который может очень здорово выступать на концертных площадках.

Приглашения к участию в различных акциях и мероприятиях коллектив воспринимает как признание того, что люди интересуются его творчеством. Выступлениям всегда сопутствуют благодарные отзывы, что не может не радовать. Ребята тогда чувствуют, что занимаются действительно серьёзным и нужным – тем, что необходимо сегодня обычному человеку, чтобы победить пустоту духовную. В этом и помогает высокая духовная музыка.

Мирослава Сульдина.