Тростенец через призму вечности души

15.04.2019

Семинар «Память о Тростенце в христианских общинах Беларуси» прошел в Белом зале Храма-Памятника в честь Всех Святых 10 апреля. Межрелигиозный рабочий круг при Минском международном образовательном центре имения Й.Рау продолжил цикл семинаров «Дорога к Тростенцу длиною в 75 лет. Инициативы межрелигиозного сообщества в Беларуси для развития европейской культуры памяти». В 2019 году партнерами образовательного проекта «Религия и общество» стали Историческая мастерская имени Леонида Левина и Белорусский культурный центр духовного Возрождения. Пленарное заседание состоялось после закладки капсулы с землей из бывшего лагеря Флоссенбюрг.

Первое приветсвенное слово прозвучало от министра культуры Беларуси Юрия Бондаря: «Мы говорим сегодня о памяти, и должны думать о её предназначении для всего человечества. Память нужна живым, чтобы извлекать из истории нужные уроки и понимать главные ценности, лежащие в основе прогрессивного развития человечества: уважение, толерантность, взаимопомощь. Сохранение мира и жизни – это высшая ценность и высшее благо».

О необходимости идеологического измерения трагедии Тростенца напомнил заместитель председателя Мингорисполкома Артем Цуран.

Приветствовали участников семинара представители основных религий Беларуси. Настоятель прихода Богородицы Покровительницы семей в Ждановичах ксендз Александр Фоминых напомнил евангельские слова: «Если мы будем молчать, камни возопиют. Один мудрец сказал, что если в наших сердцах живет память об умерших, и мы молимся о них, то к нам приходит утешение, а утешение — это дар Божий».

Настоятель прихода храма Святой Троицы в Берне (Швейцария) иерей Иоанн Чурин подчеркнул символичность места проведения Семинара: «Храм-Памятник в честь всех Святых дает возможность выполнить наш сегодняшний призыв «не забывать», отражая его в перспективе времени. Мы начали мероприятие в крипте – это есть наше прошлое. Соприкоснулись с прошлым, и появилось желание никого не забыть. А теперь здесь и сейчас проходит наша настоящая жизнь, которая на основе увиденного будет выстраивать будущее».

Главный раввин религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма Григорий Абрамович пожелал участникам: «Важно почувствовать сравнение между свободой и рабством, памятью и забвением, быть по отдельности или вместе, как мы сейчас мы с представителями министерства культуры, представителями Мингорисполкома, представителями религий, молодежью. Пусть наш диалог перед пасхальными праздниками с памятью, а не забвением, вместе, а не врозь, будет всем уроком».

Были выслушаны доклады председатель дирекции IBB Виктора Балакирева, настоятеля Всехсвятского прихода протоиерея Федора Повного, доцента Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины Виктора Одиноченко, декана Минской богословской семинарии Евангельских Христиан Баптистов Павла Осененко, настоятеля Лютеранской Церкви св. Иоанна в городе Гродно Владимира Татарникова.

Доклады свидетельствуют о желании помнить поименно погибших в лагере смерти под Минском. Проблема составления списка  имен советских граждан стоит остро, поскольку работа в архивах и опрос людей занимает много времени. Одному-двум активистам попросту не «перепахать» столько документации. По-прежнему необходимо активное подключение белорусов, которые хранят семейные предания, связанные с лагерем смерти в Тростенце. Огромную работу в персонификации памяти проводит Историческая мастерская имени Леонида Левина, Белорусский культурный центр духовного Возрождения. По собственной инициативе проводит поиск имен и группа учеников Тростенецкой средней школы под кураторством учителя иностранного языка Галины Пиляевой. Весомый личный вклад в составление списков вносит профессор истории Алексей Михайлович Литвин, не покладая рук работая в архивах. Активисты передали Храму-Памятнику около 500 новых имен с информацией об их судьбах для формирования электронной книги памяти Тростенца.

Религиозное осмысление катастрофы Тростенца – прежде всего, молитвенная память о душах замученных и убиенных узников. Вечная жизнь души – принцип деятельности  каждого человека, связывающего свою работу с мемориальным комплексом. Мы делаем все только во имя падших, во имя памяти, и тогда  мемориал избежит ошибки Куропат, когда память стала яблоком раздора общества. Тростенец – пространство объединяющее общество, народы, страны в памяти об общих жертвах, в прощении и примирении. Тростенец – это новая монументальная форма архитектурной городской застройки. Она соединяет в себе архитектурную составляющую, историчность местности и событий, территорию межконфессионального согласия и пространство, объединяющее государства в теме антинацистких настроений и интеграций. Масштаб задач и глобальность цели должен учитывать каждый.

Говорилось о необходимости религиозного присутствия в пространстве Тростенца, поскольку трагедия осмысляет тему смерти и жизни, которые всегда находятся в плоскости религий. Таким образом, еще раз было подчеркнута необходимость строительства площади согласия и примирения, в разработке проекта которой принимал участие настоятель Всехсвятского прихода протоиерей Федор Повный.

Если говорить о практической реализации памяти о Тростенце в христианских общинах – в основном, это дни памяти и особого поминовения погибших, прославление людей, пострадавших от рук нацистов, героев и жертв, в том числе священнослужителей. Это работа с молодежью и участие в межконфессиональных конференциях и семинарах, посвященных данной теме. Помимо этого в крипте Храме-Памятнике в честь Всех Святых хранится урна с пеплом и обожженными костями узников Тростенца, а также капсула с землей, взятой с мест массового уничтожения людей бывшего лагеря, перед которыми возносятся молитвы об упокоении представителями основных религий и конфессий.

Директор Исторической мастерской им. Л. Левина Ирина Кашталян и директор Белорусского культурного центра духовного Возрождения Александр Гостев представили участникам семинара  проект экскурсионных материалов по Минскому гетто и мемориальному комплексу Тростенец, а также рассказали об инновационных методах и формах работы по увековечиванию памяти жертв нацизма.

Екатерина Ефимович. Фото Анны Гребенчук

Тростенец через призму вечности души
Тростенец через призму вечности души
Тростенец через призму вечности души
Тростенец через призму вечности души
Тростенец через призму вечности души
Тростенец через призму вечности души
Тростенец через призму вечности души
Тростенец через призму вечности души
Тростенец через призму вечности души
Тростенец через призму вечности души
Тростенец через призму вечности души