Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей

31.08.2021

Иерусалим – один из самых древних городов мира. По христианскому и древнеиудейскому преданиям, его основал старший сын Ноя Сим, который и был в этом городе первосвященником и царём. Иерусалим означает «мир Божий». Голгофская жертва должна была примирить Небо с землёй, человека с Богом, а сошествие Духа Святого в Сионе – открыть человечеству Царствие Божие, Царство бесконечного мира.

Само Царство Духа открывается в сердце как совершенный мир, где нет сомнений, нет противоречий, разделений, противостояний и вражды. В Иерусалиме должна была прозвучать первая проповедь о спасении человечества и откликнуться эхом во всех пределах и концах Земли. В Иерусалимском храме Воскресения изображён круг с надписью «Центр мира». Эта надпись вызывает удивление и усмешку тех, кто под центром земли подразумевает некую географическую точку. Между тем Иерусалим и, прежде всего, Голгофа и Гроб Господень – это центр земной и космической истории.

В космографическом отношении Земля – пылинка в пылающей звёздами бездне нашей галактики, одной из несчётных скоплений звёзд. Но Земля в мистическом значении – центр мира, центр Космоса. Из неё взял Тело Свое Христос Спаситель. На Земле была одержана Христом победа над демоном, поэтому Земля остаётся центром и сердцем Вселенной. Иерусалим как будто собрал в себе все противоречия, все противостояния, яркий свет и глубокую тьму. Этот город – святой и преступный, город пророков и Богоубийц, город героев и торгашей, которые за плату предают на смерть Мессию.

У Ездры сказано, что Господь выбрал из всех цветов лилию, а из всех городов – Иерусалим. Иерусалим – город Божий, но и демон свил там своё гнездо. В Иерусалимском храме старейшины совершали языческие мистерии и поклонялись Бафомету. Здесь во времена Антиоха тысячи героев шли на смерть, на пытки и меч во имя Единого Бога. Здесь тайные братства Люцифера, как пауки, плели паутину, чтобы опутать ею весь мир. Сюда пришёл Христос, чтобы сделать этот город таинственной чашей Своей Крови – каменным Граалем. Но сюда Христос пришёл и потому, что в Иерусалиме скорее, чем в каком-либо другом месте, Его могли убить.

Дивный вид открывался паломникам с горы Сион. Город был похож на причудливое, слитое воедино здание. Он поднимался террасами по склонам гор и холмов. На утёсе горы Морея стоял храм Иеговы. Иерусалимский храм называли восьмым чудом света. В этом городе Апостолы впервые произнесли слова, ставшие радостными и благословенными на языках мира: «Христос Воскрес».

В Иерусалиме была основана первая христианская община. Господь оставил Церкви Своей великий дар – Свою Пречистую Матерь, благословив Её долгой земной жизнью.

Первые главы Евангелия от Луки – это рассказ Божией Матери о Рождестве и детстве Христа. Но о самой Деве Марии в Евангелии сказано немного. Священное Писание хранит о Ней молчание, потому что жизнь Божией Матери – тайна. Эта жизнь сокрыта от взоров людей. Царь Давид пророчески писал о Ней: «Вся слава Дочери Царя внутри Ее». Нельзя передать словом то, что выше слова.

Незадолго до Успения Божией Матери Ей явился Архангел Гавриил, Её Ангел-Хранитель, с пальмовой ветвью в руке, и сказал, что скоро Господь возьмёт Её к Себе. Пальмовая ветвь – символ победы. Дева Мария – единственная из людей, Которая сохранила всецелую чистоту души и сердца, Которая не изменила никогда Богу ни одной мыслью, ни одним движением сердца.

Апостолы, ученики Христа, были поражены глубокой скорбью, узнав о близкой разлуке. Но Дева Мария утешала их, обещая, что смерть не разлучит их, что по смерти Она будет ещё ближе к ним. В день Успения Божией Матери Апостолы собрались к Её одру. Внезапно они увидели Христа, Который взял на руки душу Своей Матери. Дева Мария носила у груди Своей Христа-Младенца, теперь Сын и Бог возносит Её душу в Вечное Царство, из земного Иерусалима в Небесный Иерусалим. С пением гимнов и псалмов Апостолы понесли одр с телом Божией Матери через Иерусалим в Гефсиманский сад и погребли у могилы Её родителей, Иоакима и Анны.

Когда заходящее солнце, спускаясь за горизонт, озаряет своим мягким светом землю, как будто прощаясь с ней, когда синева неба кажется особенно прозрачной и глубокой, а края облаков окрашены в золотистый цвет, то чувство глубокой внутренней тишины и мира охватывает сердце. Однажды Патриарх Софроний в раздумье сидел на вершине горы Сион. Магометане, разбив византийский гарнизон, приближались к Святому Граду. Но вечер был тих и спокоен. Лучи заходящего солнца озаряли небо цветами радуги. В эти минуты Патриарх испытал необычное чувство неземного покоя, ощутил дыхание Вечности, как будто время с его бедствиями и войнами остановилось. Патриарх написал на пергаменте слова, которые излились из его сердца: «Свете тихий, святыя славы...» Этот бессмертный гимн Церковь поет во время каждой вечерни. Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей.

Многое видел на своем веку Святой Град. Его брали штурмом войска вавилонян и римлян, разрушали крепостные стены до основания, сжигали святыни, превращали город в руины, в разрушенных домах обитали филины и дикие звери. По улицам города гарцевали арабы-воины на своих скакунах, двигались стройными рядами рыцари-крестоносцы, закованные в латы, и казалось, что гранитные плиты мостовой стонут и дрожат под копытами их коней. Над воротами города знамя с римским орлом сменяли: двуглавый орел Византии, полумесяц со звёздами, белый стяг с крестом, ливанский кедр и шестиконечная звезда. Иерусалим превращался в развалины и отстраивался вновь, как будто воскресал из пепелища. Но среди огненных шквалов гробница Божией Матери оставалась невредимой, словно волны бушующего океана замирали у ног Девы Марии.

День Успения Божией Матери – великий праздник Православной Церкви. Смерть стала праздником. Само слово «успение» означает тихий сон, успокоение от земных трудов и скорбей, а затем пробуждение в вечную радость, вечный день, где нет ночи, где небесные сферы наполнены сиянием. Святые говорили: «День смерти больше дня рождения». Смерть открывает человеку его самого. Смерть высвечивает глубины души, тайники человеческого сердца, где в подсознании хранятся закодированные, как бы засекреченные записи всей его жизни, его слов и поступков, желаний и тайных помыслов. Ничто не проходит без следа. Всё остается в тайнописи памяти сердца. То, что, казалось бы, навсегда исчезло в темных провалах прошлого, сохранилось в подсознании. Великая мудрость – познать самого себя. Но обычно мы видим только самую поверхность нашей психической жизни, её внешний слой, а глубины остаются для нас сокрыты.

В Священном Писании человеческое сердце сравнивается с морем («Притчи Соломона»). Когда мы смотрим на расстилающееся перед нами бездонное, бескрайнее море, то тихое и ласковое, как будто нарисованное лазурью и бирюзой, то потемневшее от гнева перед бурей, то вздымающее волны, похожие на хребты гор, покрытые снегом, – это только поверхность моря, а его глубина непроницаема для нас. Неизвестно, что таит море на дне, в своей глубине: драгоценные камни или чудовищ, растения, похожие на морские цветы, или мёртвые подводные скалы. В сердце суммируется всё, что происходит с человеком.

Смерть – последний момент в самоопределении человеческой личности. В Вечности изменений нет. Там – раскрытие добра и зла, которые накопил человек за время жизни и спрятал в своём сердце, как богач – сокровище в глубоком подземелье. Для одних день смерти светел и прекрасен, для других ужасен, как день казни. Для праведника смерть – это пробуждение в дивно прекрасном море света среди лучезарных духов. Для грешников – это всё нарастающий ужас.

Пробуждение грешника в аду более жуткое, чем пробуждение уснувшего летаргическим сном в гробу. Очнувшийся в гробу не понимает, где он, что с ним произошло. Он кричит, зовёт на помощь, но его никто не слышит, как в огромной безлюдной пустыне; он пытается поднять крышку гроба, но не может даже пошевелить её. Она наглухо забита гвоздями, придавлена слоем земли сверху, могильный камень лежит, как печать. Приходит смерть. А для грешника смерти как уничтожения не будет. Он вечно умирает в клубке таких же человекообразных змей. Конца нет, время застыло в вечности; это ад. Ад – место забвения, место, где нет любви; это море ненависти. Там душа делается демоноподобной. 

Христиане в лице Девы Марии обрели Небесную Мать. Её сердце, расширенное страданиями, объяло любовью все человечество. Тайна Божией Матери – это тайна любви.

Церковное Предание сохранило нам облик Богородицы. Она была ростом выше среднего, лицо – овальное, волосы – золотистые, цвета спелой пшеницы, губы – похожи на распустившиеся лепестки розы, глаза – цвета маслин, пальцы – слегка удлинённые.

Священномученик Игнатий Антиохийский – тот ребёнок, которого взял на руки Иисус Христос и сказал: «Не войдёте в Царствие Небесное, если не будете, как дети». Ученик Апостолов Павла и Иоанна, Святитель Антиохийский даёт нам драгоценное свидетельство о Деве Марии: «Многие жёны у нас желают видеть Матерь Иисусову и услышать из уст Ея о некоторых таинствах. У нас разнеслась молва, что эта Дева и Матерь Божия исполнена всех даров благодатных и всех добродетелей. Говорят, что Она в гонениях и бедах всегда весела; в нуждах и нищете не скорбит; на огорчающих не только не гневается, но и благодетельствует им; в благополучии кротка; к бедным милостива. С твёрдостью защищает веру против врагов и служит нашему еще юному благочестию мудрою Наставницею и Учительницею всех верных на всякое доброе дело. Более всего любит смиренных, потому что Сама исполнена смирения пред всеми; и все удостоившиеся видеть Её превозносят Её похвалами. Люди, достойные совершенного доверия, говорят, что в Марии, Матери Иисуса, по причине Ея святости видимо соединены естество ангельское с человеческим».

Для христиан праздник Успения – это преображение самой смерти, победа над грехом, возвращение путника в отчий дом из дальнего странствия. Божия Матерь с нами; Она не покидает нас, покуда солнце не отвернется от напоенной кровью и слезами земли.

Тбилиси, 1991 год. Архим. Рафаил (Карелин) «Успение Пресвятой Богородицы».
«Песнь Богородице». Духовный собеседник. 1997 г., 4 (12).

 

Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей
Успение Божией Матери похоже на прощание солнца с землей