Вход Господень в Иерусалим

11.04.2017

 

Вход Господень в Иерусалим, пожалуй, самый многочисленный праздник. Во Всехсвятском приходе прошли праздничные богослужения в Свято-Троицком Храме, где службу возглавил настоятель протоиерей Федор Повный. И в храме Святого Иова Многострадального были две Божественные Литургии: ранняя и поздняя. Целый день шли люди освящать вербу. Ученики воскресной школы подготовили для людей украшенные ветви вербы, люди несли свои праздничные композиции.

Предлагаем вниманию проповедь протоиерея Владимира Башкирова, который служил за ранней Божественной Литургией.

— Сегодня праздник Входа Господня в Иерусалим. Его историю мы читали в Евангелии. Когда Христос приблизился к Иерусалиму, Он послал двух учеников своих в селение за молодым, необъезженным ослом. Вот Он на осле въезжает в Иерусалим. Народ встречает его огромной толпой, кричит «Осанна! Спаси нас Господи!». Постилает одежду перед ним, после него. Режут ветви с деревьев, бросают перед ним, поднимают вверх, сотрясают этими пальмами.

Такое торжество, а Господь вздыхает. Почему Он вздохнул? Потому что Он знал, что последует за этим ликованием. Он знает, что вот из этих деревьев, с которых сейчас срезали ветви, Ему будут точить крест. А этими ветвями, которыми его сейчас приветствовали, будут бить. А потом те, кто кричал «Осанна! Осанна в Вышних» с позором и оскорблениями будут вести Его на крестные страдания. Вот так это Ему видится.

                 Но, все, что здесь совершается, имеет символическое значение.  Вот, например, осленок. В древнем придании Израиля, было такое поверье, что Спаситель придет на осле. Сохранился рассказ, очень интересный, о беседе молодого раввина, бывшего в плену Еврейском, а это 500-600 лет до пришествия Христа. Разговор еврейского учителя и персидского царя Шапура. Сложно было попасть к царю, а тут сам царь беседует с раввином, ему приятно говорить с ним.  И тот рассказывает ему, как придет Спаситель мира. Шахур спрашивает: «Ну и как это будет?» Он отвечает: «Вот на осле придет спаситель мира». Шапур рассмеялся: «Да ты что! На осле? Я сейчас с конюшни тебе дам коня своего, самого великолепного!»  А ему говорит раввин: «Нет, нет такого коня, как тот осел, на котором придет Мессия. У тебя нет коня с сотней крапинок». Вот на таком белом осле с крапинками должен был прийти Мессия. Заметьте, на древних иконах изображался осел с крапинками, потому что точно следовали древнееврейскому преданию.

                 Но это одна сторона дела, а другая – что мы с вами являемся свидетелями и участниками. Значит, эта история касается и меня. И тогда я начинаю размышлять, а что такое молодой необъезженный осел?  Это я. Это мой эгоизм, который не смогли объездить ни заповеди Божии, ни нормы человеческие, ничто его не может объездить. Он сам себя считает высшим благом, сам себе законодателем, сам себе самодостаточный. И он стоит привязанный, между прочим, не просто так. К чему Он привязан? К приятным пристрастиям и дурным привычкам. Это они привязали осла, мою натуру, мой организм.

Вот Христос посылает двух учеников. Это Ветхий завет и Новый завет. Это Священное Писание. Оно дается, чтобы отвязать меня, отрешить меня от дурных привычек, которые меня привязывают только к земле. Читайте Ветхий завет – размышляйте! Читайте Новый Завет – размышляйте! И вы увидите свое место в этом мире. Вы обнаружите, что оказывается, вы – творение Божие. И тогда всецело от Него зависите. А если зависите, значит Он – источник жизни, а значит, куда я могу прийти, чтобы получить воду живую, истину. Конечно, к Нему. Это первое.

Второе. Одежды – это мой нрав, мой характер. Вот ученики снимают одежды и кладут перед Учителем. Один святой говорил, что вот точно так нам надо совлечься ветхого человека. Что такое ветхий человек? Это то, какой я есть. Если во мне нет Божьих правил, я не живу по совести – я ветхий человек. И вот этого надо совлечься. И которые шли перед Христом, и которые шли после Христа – это дела мои. Одни, которые совершил я и должен подумать о них: что в них есть положительного, и что в них есть отрицательного. И другие- дела, которые я намериваюсь совершить. Я тоже должен думать об их качестве.

Тогда Господь воссядет на мое безрассудство, на мой эгоизм – и пойдет в Иерусалим. Куда? В мою душу войдет. Он говорит: пойдем и обитель сотворим. Для него нет других чертогов, кроме как моя душа, душа каждого человека. Вот в эту душу он хочет войти, вот с этой душой он хочет общаться. Вот это для него важный, самый богатый и драгоценный Иерусалим. Это важный момент, который действительно поставляет меня с теми людьми, которые встречали Христа.

В этом празднике есть еще один обычай. Мы держим перед собой вербочки, веточки, и еще в древности держали свечи. Они как  бы дают чувствовать себя участниками.

Свеча есть свет. Там где Господь, там свет. Он освещает душу светом, он укрепляет тело.  Всякое общение с Богом – есть свет, т.е. общение со Светом. А вербочки, есть такие веточки красноватого цвета, – чтобы стоять, видеть их и размышлять, что ожидает меня на предстоящей неделе. Я должен размышлять о тех страданиях, которые Христос уже претерпел, но в воспоминаниях моих Он еще претерпит во Святую седмицу. Я вспоминаю об этих каплях крови, которые исцелили весь мир и все человечество.

Это все красивые размышления, но я сейчас говорил, и подумал, а где был бы я и с кем  бы я стоял, окажись тогда в Иерусалиме. С теми, кто кричал Осанна, а потом распинал, или с теми, кто сразу кричал «Распни! Распни!» Они ведь хотели справедливости. А получилось, что распяли Христа.

Аминь.