Апостол новейшего времени

Юбилей - 80 лет исполнилось Митрополиту Филарету, Почетному Патриаршему Экзарху всея Беларуси. Слово о юбиляре говорит настоятель Всехсвятского прихода протоиерей Федор Повный, который несколько лет служил личным секретарем митрополита Филарета во время его работы рукуводителем отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата

Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.

Первое послание апостола Павла к Тимофею. Гл.3, стихи 14-16.

Этот гимн во славу Господа Бога красной нитью проходит через жизнь Почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси Митрополита Филарета. Будучи архипастырем Белорусской православной церкви в течение 35 лет, Владыка своей энергией и волей, глубиной веры и молитвы, личным благочестием и нескончаемыми делами утверждал Истину, преданно и нелицемерно служил ей, кропотливо и тяжело созидая крепкий фундамент Церкви.

По пути народной дипломатии

Мне вспоминается тот день и та первая литургия в 1978 году, когда митрополит Филарет прибыл в Минский Свято-Духов кафедральный собор, пришел на единственную в Белоруссии кафедру, которая по всей стране насчитывала всего 360 приходов. Страна переживала времена жестоких заморозков в сфере религиозной жизни общества, когда перед партией была поставлена задача освободить сознание людей от так называемых религиозных предрассудков. Церковь была в тисках государственного аппарата, который полностью лишил ее возможности самостоятельного управления. Белоруссия готовилась стать первой атеистической республикой. Чтобы понять, в каких условиях Владыка начинал свою дея­тельность в БССР, достаточно привести несколько положений из специального постановления Совета Министров СССР 1961 года «Об усилении контроля за деятельностью церкви». Это отстранение духовенства от административных, финансово-хозяйственных дел в религиозных объединениях, перекрытие всех каналов благотворительной деятельности церкви, обложение священнослужителей непосильным подоходным налогом, ограждение детей от влияния религии и ограничение материальных стимулов духовенства.

Единственной точкой соприкосновения интересов государства и Церкви оставался Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского Патриархата. Это была своего рода картинка благополучия в вопросе свободы совести и вероисповедания в Советском Союзе для пристальных взглядов из-за рубежа.

Имея за плечами послушание Патриаршего Экзарха Западной Европы и митрополита Минского и Белорусского, Владыка Филарет 14 апреля 1981 года по решению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода был назначен на должность председателя ОВЦС. Это назначение не было случайным, потому что к тому времени Владыка имел большой опыт работы за рубежом, где часто нужна была официальная дипломатия. Также, когда он был еще ректором Московской духовной академии, частые встречи иностранных делегаций и государственных чиновников в Троице-Сер­гиевой лавре научили его народной, как говорил сам Владыка, дипломатии. Митрополит взял от светской дипломатии лишь один аспект: умение достигать мира, не поступаясь высшими принципами и сохраняя чистую совесть.

В остальном он всегда оставался верным христианской традиции миротворчества, единства, защите исторической памяти и наследия и, главное, христианскому отношению к каждой личности как к образу и подобию Божию.

«Наша сила, сила Церкви была и остается в том, что каждый, — подчеркиваю! — каждый человек по-христиански воспринимается как неповторимая, уникальная, бесценная личность, которая не может не стремиться к осмыслению своей неповторимости во времени и в вечности».

Сколько иностранных делегаций привозил Владыка в Жировичский монастырь, сколько руководителей разного уровня и ранга! И ни один чиновник не остался равнодушным, видя величие и красоту гонимого им мира, испытывая на себе отеческий взгляд архипастыря, любящий и проникающий внутрь потаенных уголков души. Здесь каждый был самим собой, а не одним из миллионов винтиков партийной системы. Люди были благодарны, и в них были посеяны те добрые семена, которые взошли при втором крещении Руси.

«Чудо преображения народа, начавшееся в праздновании 1000-летия Крещения Руси, было закономерным следствием неисчислимой совокупности обстоятельств, которые накапливались годами и десятилетиями», — делился в одном из интервью митрополит Филарет.

Так невидимо действовала народная дипломатия. А официальная дипломатия проявила себя в миротворческом русле Православной Церкви и сосредоточила все свои интеллектуальные, богословские и кадровые силы на консолидации сил Европы и СССР в деле недопущения ядерной войны, угроза которой нависла в те годы над всем миром. Владыка Филарет принимал непосредственное участие во многих миротворческих конференциях, входил в комитеты защиты мира, в 1982 году сопровождал патриарха Пимена на Генеральную Ассамблею ООН.

Кроме этой важной миссии, Православная Церковь пыталась находить пути проповеди евангельских ценностей в едином русле с иным религиозным сознанием людей, чтобы жить на Земле вместе в согласии. Участие в богословских форумах позволило развиваться православной богословской мысли и накапливать бесценный опыт отношений с инославными.Этот опыт продился митрополиту Филарету в Белоруссии, где 20 процентов населения — католики и во многих городах и селах костел и храм стоят на одной площади. Этот опыт позволил найти золотую середину во взаимоотношениях с Римско-католической церковью в нашей стране и построить созидательный диалог, объединив усилия в решении острых социальных и нравственных проблем общества. Сейчас нашу республику ставят в пример добрых конструктивных межконфессиональных отношений, и в этом большая заслуга Владыки. В его биографии мы увидим огромное количество поездок на международные межконфессиональные заседания, на которых пытались найти общий язык в деле проповеди нравственности, высших человеческих ценностей и мира на земле.

К сожалению, люди часто путают межконфессиональный диалог с экуменизмом, хотя ничего общего в этих понятиях нет. Напротив, Владыка считал богословский диалог процессом высокой взаимной религиозной, патриотической, гуманитарной ответственности. Для него это была «нескончаемая летопись поисков Истины в лабиринтах земного мира».

К Владыке, на беседы в Жировичи

Можно только удивляться работоспособности митрополита и лишь представлять ту степень усталости, которую он испытывал в те годы. Под руководством Владыки Филарета находились приходы Западной Европы, Белорусской епархии и ОВЦС. Работал Владыка на ходу — в самолетах, поездах, автомобилях. Бессонные ночи, долгие молитвы и удивительная стойкость духа. С 1980-го началась подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси, и в 1981 году Владыка стал заместителем председателя комиссии Священного Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси, поэтому вскоре, в 1984 году, он оставил Европейскую кафедру.

Митрополит вспоминает: «В моем личном восприятии председательское послушание в Отделе (внешних церковных сношений. — Прим. авт.) явилось вехой жизни. Во многом оно стало важнейшим инструментом по управлению Минской епархией, потому что московские и европейские связи весьма содействовали укреплению позиций Православной Церкви в Белоруссии».

Именно благодаря этим связям был сохранен единственный действующий монастырь в республике — Успенская Жировичская обитель, которую власть многократно намеревалась закрыть под разными предлогами. Владыка знакомил с древнейшим монастырем Беларуси иностранные делегации. Гости всегда оставались под большим впечатлением от приема, поэтому власти никак не решались на закрытие. Но кроме этого, митрополит Филарет с самого начала своего служения в Белоруссии теплил надежду возродить духовную семинарию в стенах, где она прежде существовала. 16 сентября 1989 года духовная семинария приняла первых студентов своего второго послевоенного возрождения. Но начиналось все гораздо раньше. В начале 1980-х, когда остро не хватало священнослужителей, митрополит Филарет принял решение рукополагать во священники людей без духовного образования, но имеющих призвание служить Богу. Несколько раз в год Владыка собирал новое духовенство, не имеющее опыта церковного служения, на беседы в Жировичи, где он выслушивал проблемы в приходах, разбирал ситуации, часто в присутствии уполномоченного по делам религий и национальностей. На эти встречи приглашались опытные священнослужители, например, среди них был схиархимандрит Иоанн (Маслов). Так священники получали систематический курс по необходимым дисциплинам, и одновременно с этим нарабатывалась база для открытия полноценной духовной семинарии.

После открытия семинарии Владыка не оставил свое детище без внимания. Каждый понедельник (!), на каком бы конце земли он ни был, Владыка приезжал в Жировичи, чтобы читать лекции по Священному Писанию Нового Завета.

Он вникал в мельчайшие административные проблемы, хотя и не был ректором. Он всегда был открыт для общения со студентами. Спустя два года после начала работы, в 1991 году, Минская духовная семинария — первая в Русской православной церкви — перешла на пятилетний срок обучения. В 1994 году состоялся первый выпуск Минской духовной семинарии.

Каким он был долгожданным! Празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988-м стимулировало небывалый подъем интереса к православию, государство развернулось навстречу Церкви, оно больше не могло сдерживать духовно изголодавшуюся душу народа. Народ увидел свои истоки в Крещении Руси и обратился к родной купели. Стали возрождаться храмы и строиться церкви по всей Белой Руси, организовываться новые епархии. Через год после юбилейного празднования первыми были восстановлены Полоцкая, Могилевская и Пинская епархии. Архиерейский Собор Русской православной церкви, состоявшийся 9-11 октября 1989 года в Свято-Даниловом монастыре, принял определение об образовании Белорусского Экзархата Московского Патриархата.

Единение через покаяние и храмоздание

Уже к концу 1992 года на территории Беларуси существовали 11 епархий. Таким образом завершилось формирование Белорусской православной церкви: она обрела свой статус, синод и самую широкую административную самостоятельность. Но при этом осталась частью Русской православной церкви, с которой неразрывно соединена каноническими и церковно-историческими связями. С принятием титула Патриаршего Экзарха Владыка чувствовал, что его ожидает всепоглощающий труд по возрождению православной веры и становлению Белорусской православной церкви, поэтому попросил снять с него послушание председателя Отдела внешних церковных сношений и вступил в новый этап своей жизни и истории православия на белорусских землях.

Mitrapalit Filaret 01.jpgВ годы бурного возрождения православия Советский Союз переживал страшные для народа времена крушения, рождалось новое государство. Поиски самоопределения Беларуси весьма существенно отразились и на жизни Православной Церкви. Над Белорусской церковью нависла угроза раскола. Все чаще стали раздаваться голоса за автокефалию. Но, верный церковному единству и апостольской преемственности, Патриарший Экзарх всея Беларуси остался в лоне Русской православной церкви, понимая, что это спасительное условие церковного устроения в острых и взрывоопасных общественных процессах. Церковь устояла, а за нее удержалось общество и молодое государство. «Единение через покаяние и храмоздание — это действительно то, что способно объединить народ во славу Божию ради спасения Отечества и укрепления Церкви Христовой» (митрополит Филарет). Чтобы укрепить веру православных и развеять чаяния раскольников, Владыка пригласил в Белоруссию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Визит Его Святейшества состоялся в июле 1991 года, ровно за месяц до путча.

Немало трудов на поприще миротворчества и консолидации общественных сил совершил митрополит, будучи депутатом Верховного Совета с 1990 по 1995 год. Он говорил: «Конституция нашей страны начинается словами «Мы, народ…». И эти первые слова должны быть всегда основаны на предполагаемом единодушии и единомыслии всех членов общества, что на церковном языке и означает слово «соборность». Именно с соборностью неразрывно связано могучее качество державности славянских народов. В этом состоит основа основ государственного строительства. «Мы, народ…» — это краеугольный монолит, и чем плотнее друг ко другу расположены его части, тем надежнее будет стоять все здание». Эта была ключевая идея того непростого времени.

В это время Верховным Советом был принят Закон «О свободе совести и религиозных организациях». Владыка принимал активное участие в разработке законопроекта. Это было большое достижение на том уровне взаимодействия государства и Церкви, потому что служило гарантом, что время гонений больше не наступит. Со временем, когда церковно-государственные отношения обрели более четкую позицию, 31 октября 2002 года была принята новая редакция закона, опять же при содействии Патриаршего Экзарха. Святейший Патриарх Кирилл дал следующую высокую оценку этому документу: «В Республике Беларусь Закон «О свободе совести и религиозных организациях» четко формулирует, что Православная Церковь играет определяющую роль в развитии духовных, государственных и культурных традиций белорусского народа».

Данный закон не только закрепляет право граждан на вероисповедание, но и ограждает государство от неокультовых сект и организаций, которые стали серьезной угрозой обществу в девяностых годах прошлого столетия и начале двухтысячных годов.

Другой стороной общественных пре­образований стало самоопределение общества. Возрос интерес к своему прошлому и истокам государственности. На пути к суверенитету белорусское государство отметило знаменательные вехи своей нацио­нальной истории: в 1992 году состоялись торжества, посвященные 1000-летию Полоцкой епархии и Православной Церкви на Белой Руси, в 1993 году — празднование 200-летия Минской епархии.

Церковь и государство: вместе?

Эти события подтолкнули научную интеллигенцию к исследованию роли православия и Церкви в становлении нации и государственности. Митрополит Филарет, пользуясь растущим интересом к истории, организовал ряд научных конференций с участием светских ученых и богословов. Тем самым он соединил в сознании светской интеллигенции на то время разнополярные науку и религию.

Обращение общества к религии, с одной стороны, привело к духовному подъему, но, с другой стороны, обернулось нежданной опасностью. Поток сект хлынул из-за границы. Религиозное невежество народа могло привести к разрушительным последствиям, поэтому митрополит Филарет в кратчайшие сроки мобилизовал все имеющиеся силы Церкви, сразу же привлек внимание государства к данной проблеме. В небывалых размерах стала издаваться церковная литература. Сначала это были книги Священного Писания, молитвословы и литература, разъясняющая азы православия. Затем вышли в свет труды подвижников Церкви, богословские работы современного духовенства, проповеди. В дефиците были духовно образованные люди, а молодежь интересовалась религией. Поэтому митрополит Филарет 1 октября 1993 года открыл на базе Европейского гуманитарного университета факультет теологии, и Беларусь стала первой из постсоветских республик, где готовились теологи на базе светского вуза. Впоследствии факультет был преобразован в Институт теологии при БГУ и получил государственное финансирование. Его ректором стал сам Владыка. В это время он лично разработал три государственных образовательных стандарта. Затем, в 1996 году, в Беларуси была учреждена Духовная академия, начали работать Витебское духовное училище, впоследствии ставшее семинарией, открылись еще один теологический факультет, Слонимское и Оршанское духовные училища, заработала школа катехизаторов и школа звонарей.

Лучших выпускников духовных школ и факультетов теологии митрополит Филарет активно направлял на обучение за границу, сам организовывал и проводил богословские конференции в Беларуси. В это же время в приходах открывались воскресные школы для детей. Созданная Владыкой система духовного образования оправдала надежды. Сейчас молодое священство пользуется авторитетом у населения наравне с опытным духовенством. Даже старые люди, видевшие лучших духовных светочей Православной Церкви, не отвергают молодых, любят их, ходят слушать их проповеди. Владыка создал деятельную научную и творческую интеллигенцию, придерживающуюся христианской концепции мироздания.

Столь уверенная созидательная деятельность Белорусской православной церкви давала видимые результаты в укреплении духовно-нравственного сознания общества. Государство стало осознавать, что без Церкви оно не справится с социальными проблемами, которые стали приобретать новые очертания. Общество искало способы искоренения преступности, культа насилия и вседозволенности, пути борьбы с наркоманией и опасными болезнями. 2 июня 2003 года премьер-министр Беларуси Г.В. Новицкий и Патриарший Экзарх всея Беларуси, Митрополит Минский и Слуцкий Филарет подписали соглашение между Белорусской православной церковью и Рес­публикой Беларусь. Согласно положениям этого не имеющего прецедента в истории страны документа, белорусское государство признало роль Православной Церкви как одного из важнейших социальных институтов, оказывающих существенное влияние на формирование духовных, культурных, национальных традиций. В свою очередь для Церкви институт государства выступил гарантом сохранения и преумножения православных традиций.

Чистотой своей жизни и веры

Сейчас в Беларуси монахи подвизаются в 20 женских и 14 мужских монастырях. Уже забылись те времена, когда, не имея денег, Белорусская православная церковь выкупала у государства Полоцкий Свято-Евфросиниевский монастырь и в каких условиях жили насельники во вновь открывающихся монастырях. По всей стране каждое воскресенье совершается Божественная Литургия более чем в 1.500 приходах, где служат более 1.600 священников. При каждом приходе есть воскресная школа, богатые собраниями духовной литературы библиотеки. Каждый приход занимается миссионерской и социальной деятельностью. Теперь, когда позиции Православной Церкви в Беларуси прочны, она может широко развернуть начатую митрополитом социальную, миссионерскую, миротворческую деятельность.

Теперь каждый человек может трудиться над созиданием Церкви, общества и своего государства. И именно Владыка соединил и сделал нераздельными в умах белорусов эти три понятия, он указал верный путь для самоопределения белорусского народа в поисках суверенитета и самобытности. Белорусская церковь при митрополите Филарете обрела свой национальный колорит. Владыка с самого начала управления Белорусской епархией установил празднование Собора Белорусских святых, постепенно извлекая из тени истории новые святые имена, и с их молитвенной помощью созидал православие в Беларуси. Патриарший Экзарх инициировал перевод Священного Писания, деяний апостолов, церковных служб и молитв на белорусский язык. Сейчас есть храмы, где звучит родная мова.

Церковь обрела силу и во весь голос может заявить свое несогласие с кощунствами нашего времени, теперь как никогда она может объединить свои усилия на защиту нравственности и духовности. И если она будет это делать в лице каждого из нас — мир изменится.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ed/Filaret%2C_Metropolitan_of_Minsk_and_Slutsk.jpgОхватывая мыслью жизнь Его Высокопреосвященства, удивляешься, как много может сделать один человек. Но и представляешь, сколько нужно сил, чтобы жить в каждодневной суете, неизбежной для служения архиерея и весьма тяжелой для монаха, которым епископ всегда остается. Владыка говорит, что «в такие минуты слова Псалмопевца укрепляют сердце, а будничная суета обретает высокое значение и непреходящий смысл: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113: 9)».

Митрополит Филарет — апостол новейшего времени, который чистотой своей жизни и веры хранит апостольское предание, проповедуя Христа Воскресшего и вознесшегося во Славе.

«Время лучше всякого эксперта расставляет все точки над «і». Но мы не можем благодушествовать и ждать объективного суда истории. Мы должны свидетельствовать истину сегодня, каждое мгновение своей жизни, дабы не постыдиться, будучи призванными потомками на этот суд».

По материалам агенства «МИНСК-НОВОСТИ».

Фото из открытых источников сети Интернет.