Боголюбивые лекари

Цикл просветительских бесед

«Небесные граждане земного

 Отечества»

                              Беседа 2.   Боголюбивые лекари.

Мир вам и вашему дому! Это древнее христианское приветствие имеет основанием слова Спасителя. Посылая учеников своих благовествовать Царствие Божие, Иисус Христос наставлял их: «В какой дом войдёте, сперва говорите: мир дому сему» (Лк. 10.5).

Продолжим наш рассказ об искусных верующих врачевателях. Вторая беседа цикла носит название «Боголюбивые лекари».

В книгах Ветхого и Нового Завета указано, что профессия врача необходима, благословенна и даже священна. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». (Иак. 5:14,15)

 Все мы в большей или меньшей степени несчастны. Нас мучают страхи, недоумение, беспокойство. Наши внутренние проблемы с течением времени обостряются, и мы чувствуем настоятельную потребность в чьей-то поддержке, нам нужна жизненная опора.

 «Отец Паисий (старец Паисий Святогорец) как – то сказал: «Каждый раз, когда раздается стук в дверь, мое сердце сжимается. Треть всех проблем, что приносят с собою люди, - это разводы, на втором месте – рак и другие тяжелые болезни, а на третьем – психические расстройства». И что ответить всем этим людям? Пожалуй, мы должны понять, что сила Церкви не в слове только, но главным образом в ее молитвенной поддержке… В Церкви у нас все общее: общие проблемы, общие добродетели, общие грехи, общая брань. Мы - одна семья…

В этом ключе становятся понятны и наши отношения со святыми…Для святых нет смерти, они существуют вечно. Святые наблюдают за нашей жизнью… святые не ограничены ни временем, ни пространством. Дар святых дается всей полноте Церкви и нам…Мы просим у святых помощи и исцеления. И, конечно же, это не плохо. Но, может быть, то, в чем действительно нуждается наша душа, - это не та внешняя обманчивая сторона чуда – исцеление с вероятной неблагодарностью Богу с нашей стороны - но опытное ощущение присутствия Бога». (1, с. 61, 64, 66, 68).

В предыдущей беседе мы отметили факт того, что Бог является главным истинным целителем. Читая Новый Завет, мы узнаем, что большую часть Своего земного служения Иисус Христос посвятил проповеди и исцелению людей в Галилее. Что же послужило причиной избрания Спасителем этой местности? Не следует забывать, что Иисусу Христу даже во время земной жизни надлежало быть «славой народа своего Израиля и светом к просвещению язычников».

 «У иудеев была пословица: «Бог создал семь озер в земле Ханаанской, но только одно из них – озеро Геннисаретское – Он избрал для Себя Самого». И эта пословица как бы оправдалась в  избрании Спасителем местом служения берегов этого дивного по своей красоте озера… Вокруг него обитали разные народы, здесь проходил «приморский путь»…

По свидетельству Иосифа Флавия то была оживленная промышленная область Палестины: города были многолюдны и расположены очень густо. Население их обрабатывало каждую пядь своей богатой и прекрасной почвы. К берегам озера вели четыре дороги, по которым проходили большие караваны на своем пути и Египта в Дамаск. По водам озера по всем направлениям скользили 4000 судов – от военных кораблей римлян до неуклюжих рыбачьих лодок Вифсаиды и золоченых галер из дворца Ирода». (2, с. 663 - 665).  

Вдоль всего западного берега Геннисаретского озера жили в смешении иудеи и представители разных племен и народов из Европы, Азии и Африки. Свет Евангелия отсюда мог распространяться не только по всей Палестине, но и по окружающим странам.

Это и послужило главной причиной избрания этой местности центром общественного служения Христа на земле.

В четырех Евангелиях рассказывается о  чудесах исцеления, совершенных Господом Иисусом Христом по Его бесконечной милости и жалости к людям. Отмечается также             громадная сила исцелений и многосторонность этой целительной силы, излечивающей разнообразные болезни.

Православный человек при наступлении болезни задается вопросом не «За что?», а «Для чего?». Игумен Никон (Воробьев) пишет: «Господь послал тебе болезнь не зря, и не столько в наказание за прежние грехи, сколько из любви, чтобы оторвать тебя от греховной жизни и поставить на путь спасения. Благодари за это Бога, заботящегося о тебе». (3, с. 145).

Святитель Василий Великий рекомендовал, как вести себя при наступлении болезни: «Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою и: надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа… так, вводя к себе врача, когда позволяет сие разум, не отступимся от упования на Бога». (3, с. 147 - 148).

Среди святых целителей, почитаемых православным народом, немало врачей, воспринявших свое призвание как христианское служение любви  страждущим ближним.

Рассказ о них поведем в хронологическом порядке.

 

Святой апостол, евангелист и иконописец Лука

( память 31-го октября)

Высокообразованный человек, апостол от семидесяти, автор самого большого по объему Евангелия и Книги Деяний Апостольских, врач и художник. Во второй половине IV века его святые мощи были перенесены в Константинополь. Согласно Преданию, от мощей совершалось много исцелений, особенно людей, страдавших глазными болезнями. (4, с. 421).

 

Священномученик Антипа

(память 24 апреля)

Ученик святого евангелиста, апостола любви Иоанна Богослова был епископом Пергамской Церкви в царствование императора Нерона (54 – 68 гг.).

В то время по повелению императора всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Тогда же был заточен на остров Патмос (в Эгейском море) святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, которому Господь открыл будущие судьбы мира и Святой Церкви.

 "И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь Имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа" (Откр. 2, 12 - 13).

Святитель Антипа своим примером, твердой верой и неустанной проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама (Малая Азия) начали уклоняться от жертвоприношений идолам. На требования языческих жрецов прекратить проповедь о Христе и принести жертву, он спокойно ответил, что не станет служить богам-бесам, которые бегут от него, смертного человека, что он поклоняется и будет поклоняться Господу Вседержителю, создавшему все, и Его Единородному и Единосущному Сыну и Святому Духу. Жрецы возразили, что их боги существуют издавна, а Христос появился недавно и был распят при Пилате, как злодей. «Святитель ответил, что языческие боги созданы руками людей и все сказания о них исполнены беззаконий и пороков. Он твердо исповедовал веру в Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы. Разъяренные жрецы повлекли священномученика Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола, куда обычно бросали жертвы идолам. Священномученик в раскаленной печи громко молился Богу, прося принять его душу и укрепить веру христиан. Он отошел ко Господу спокойно, с молитвой на устах. Это произошло около 68 года. Ночью христиане взяли не тронутое огнем тело священномученика Антипы и с честью похоронили в Пергаме. Гробница священномученика стала источником чудес и исцелений от различных болезней. Особенно прибегают с молитвой к священномученику Антипе при зубных болях». (5 с. 160 – 164).

 

Святой великомученик и целитель Пантелеимон

(память  9 августа)

Среди раннехристианских целителей это имя занимает особое место. По молитвам болящих, с верой обращенных к нему, святой  целитель  милостью Божией дарует облегчение, исцеление физических и духовных недугов. Имя святого Пантелеимона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и в молитве о немощном.

На иконе великомученика Пантелеймона - целителя из монастыря святой Екатерины (XIII век, Синай) представлен единственный сохранившийся житийный образ. Святой Пантелеймон изображен юношей в одеянии святых целителей - синем хитоне с золотыми нарукавниками, синей рубашке с золотым оплечьем и коричневом плаще, собранном на груди. На левом плече узкая белая лента, подобная диаконскому орарю. В правой руке он держит мученический крест, в левой руке - коробочку для лекарств.

Жизнь святого целителя протекала во времена правления императора Максимиана в конце III – начале IV  веков в городе Никомидии. Известно, что отец его Евсторгий был знатным человеком языческой веры, а мать Еввула исповедовала христианство. При рождении мальчика назвали Пантолеон, что значит «лев во всем»; имя Пантелеимон, данное при Крещении, означает «всемилостивый». Великомученик и целитель Пантелеимон с древнейших времен считается в Православной Церкви покровителем врачей, а также почитается как грозный святой, покровитель воинов.

Наставлял Пантолеон в основах христианской жизни священномученик Ермолай и, возможно, давал ему советы в вопросах целительства, которое может совершаться по истинной вере во Христа. Однажды, возвращаясь от учителя, юноша увидел лежавшего на дороге мертвого ребенка, укушенного ехидной, извивавшейся тут же рядом. Исполнившись сострадания и жалости, юноша стал просить Господа о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитой змеи. И обещал, что, если молитва его исполнится, он примет святое Крещение. По действию Божественной благодати ребенок ожил, а змея разлетелась на куски. Став христианином, Пантелеймон часто беседовал со своим отцом, раскрывая ему лживость язычества и подготавливая к принятию святого крещения. Юноша учился врачебному искусству у знаменитого в Никомедии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану, который захотел видеть его  при своем дворе.

Однажды к нему привели слепого, которого никто не мог исцелить. Эпизод исцеления в “Житии” святого описан так: “Коснувшись очей слепца, святой Пантелеймон произнес: “Во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри и начни видеть!” Слепец тотчас же прозрел, а вместе с ним духовно прозрел и отец святого. Оба с радостью приняли святое Крещение. О полном исцелении - физическом и духовном - говорит факт, что исцеленный в будущем не отказался от истинной веры, приняв за нее мученическую смерть».  (6, с. 624 - 625).

Пантолеон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он «безмездно» (бесплатно) лечил всех обращавшихся к нему. По наговорам других врачей и за приверженность к христианству, в 305 году святой был заключен  в темницу. Император Максимиан уговаривал его опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой целитель твердо исповедал себя христианином. Максимиан предал его жесточайшим мукам: тело великомученика рвали железными когтями, обжигали свечами, растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее, отдали на растерзание диким зверям в цирке. Но святой оставался невредимым. Разъяренный Максимиан приказал отрубить голову святому Пантелеимону. Когда мученику отсекли голову, из раны потекли кровь и молоко. Многие присутствующие при казни уверовали во Христа. Тело святого, брошенное в костер, осталось в огне неповрежденным, и было погребено христианами.  Святые мощи великомученика Пантелеймона частичками  разошлись по всему христианскому миру; честная глава его находится ныне в Русском Афонском монастыре во имя великомученика Пантелеимона.

 

Безмездные врачи бессребреники Косма и Дамиан

(память 14 ноября)

Косма и Дамиан, родились в Асии (часть Малой Азии), время рождения и смерти их точно не известно. Считается, что они жили не позднее IV века. Их отец, язычник, умер, когда они были ещё малыми детьми. Их мать — Феодотия воспитала братьев в христианской вере. Позже дети были отданы на обучение врачебной науке. Косма и Дамиан, получив от Бога дар исцелений, избавляли от болезней не столько травами, сколько именем Господним, исцеляя всякий недуг людей и изгоняя злых духов. Это привлекало к ним множество больных, с которых они никогда не брали платы, соблюдая заповедь Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Слава о Косме и Дамиане прошла по всей округе, и верующие люди назвали их бессребрениками.

Некоторая женщина много лет тяжело болела. Услышав о святых целителях, она послала к ним с просьбою о помощи. По усердной молитве святых братьев Космы и Дамиана, Господь даровал болящей исцеление. Ей очень захотелось из благодарности сделать врачам подарок, но они не брали никогда ничего, и ни от кого. Женщина же, взяв три яйца, пришла тайно к святому Дамиану и слезно просила его, чтобы он взял их от нее во имя Святой Троицы. Дамиан, слыша имя Триединого Бога, не посмел отказаться и принял этот малый дар. Святой Косма, узнав об этом, очень опечалился, полагая, что брат нарушил их обет, и, умирая, завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Спустя малое время пришел час кончины и Дамиана. Зная о завещании святого Космы, люди были в затруднении, где погребать Дамиана.

«В то время как они недоумевали, внезапно пришел верблюд, который прежде получил исцеление от святых. Он проговорил человеческим голосом, чтобы не сомневались положить Дамиана близ Космы, так как он взял от женщины три яйца не ради награды, но ради имени Божия. Таким образом, честные мощи их были положены вместе, в городе Феремане» (7, с. 7).

Пройдя добродетельно поприще своей жизни, святые прославились многими чудесами и по смерти, являясь добрыми целителями людских болезней.

Один из жителей тех мест, изнемогши от солнечного зноя во времена жатвы, крепко уснул под дубом. Во время сна через открытый рот вползла змея. Придя домой с наступлением вечера, он начал испытывать страшные страдания, так как змея стала терзать его изнутри. Больной же, не имея сил терпеть боль, громко воскликнул: «святые врачи, Косма и Дамиан, помогите мне»! Святые тотчас поспешили со своею помощью: больной крепко заснул,  во время сна змея выползла изо рта. Свидетели этого чуда  прославили святых угодников.

Другой муж, по имени Малх, жил в Феремане около храма святых Космы и Дамиана. Перед путешествием он сказал своей жене: «Уходя в далекий путь, вручаю тебя под защиту Космы и Дамиана. Когда пришлю тебе этот мой знак о себе, приходи ко мне». Через несколько  дней после его ухода, дьявол в образе знакомого человека пришел  к жене и, показав ей условленный знак, велел идти за ним к мужу. Женщина сказала: «Я поручена святым бессребреникам Косме и Дамиану;   поклянись мне в храме  этих святых, что не причинишь мне на пути никакого зла». Диавол  взялся за край алтаря и сказал: «Клянусь силами Космы и Дамиана, — не причиню дорогою тебе зла, но приведу к мужу твоему». Женщина, услышав клятву, поверила лживому бесу и пошла за ним. Он же в месте пустом и непроходимом хотел оскорбить ее  и убить.

Женщина, видя такую беду, возвела глаза к небу и возопила из глубины сердца:

«Боже, по молитвам святых твоих, Космы и Дамиана, избави меня из рук сего убийцы!» И тотчас явились скорые помощники Косма и Дамиан. Диавол, увидев их, оставил женщину и исчез, низринувшись в пропасть; а святые братья, взяв женщину, привели в дом ее. В ответ на ее благодарность и желание узнать, кто они, ответили: «Мы — рабы Христовы, Косма и Дамиан, которым поручил тебя твой муж перед отправлением в путь, потому мы поспешили к тебе на помощь и, по благодати Божией,  избавили от дьявола».

Женщина, придя в храм Космы и Дамиана и со слезами припав к иконе святых, рассказала всем, как Господь явил к ней милость по молитвам этих святых. Все  восхвалили и благодарили Бога и святых угодников Его.

Святыя братья Косма и Дамиан почитаются не только целителями, но  и покровителями христианского брака.

 

Преподобный Агапит Печерский врач Безмездный

 (память 11 ноября)

Преподобный Агапит Печерский, первый лекарь Киевской Руси, родился в городе Киеве в XI веке. Он был монахом Киево-Печерской Лавры (постриженик и ученик преподобного Антония Печерского). Агапит Печерский прославился далеко за пределами Печерского монастыря своей дивной силой, с помощью которой он лечил больных людей. Его называли «Лечец от Бога».

Когда кто-нибудь из братии монастыря заболевал, преподобный приходил к больному и ухаживал за ним, непрестанно молясь о его спасении и подавая отвар из трав, который варил себе для пищи. Приходили к нему из города многие больные и уходили здоровыми. В Киеве в это время жил искусный врач, армянин. Первому боярину князя Всеволода он предсказал через 8 дней смерть и отказался лечить его.  Преподобный Агапит, сотворив молитву о болящем, дал своего травяного отвара и больной выздоровел. Разжигаемый завистью врач - армянин хотел отравить преподобного, но Господь сохранил Своего угодника, и яд не подействовал. Святой Агапит исцелил Черниговского князя Владимира, будущего князя Киевского Владимира Мономаха, с молитвой дав ему отведать пищи с монастырской трапезы.

После многих трудов богоугодных подвигов разболелся и сам безмездный лекарь. Узнав об этом, вышеупомянутый врач – армянин посетил его и предсказал ему смерть через 3 дня. «Если же это не случится, я сам стану православным монахом». (4, с. 233). Блаженный Агапит встал с постели, как будто бы и не болел, сказав: «Бог оповестил меня, что я отойду к нему только через 3 месяца». Что и произошло в полном соответствии с его предсказанием: святой Агапит почил через три месяца. По его смерти армянин пришел к игумену к игумену Печерского монастыря, покаялся и принял постриг в иноческий чин, чтобы спасти свою душу, подражая блаженному Агапиту. «Верно, что Агапит - угодник Божий, - сказал он. - Я точно знал, что нельзя ему было при болезни его пережить трех дней, а Господь дал ему три месяца жизни». Так преподобный излечил душевный недуг и направил на путь спасения иноверца.

Его нетленные мощи, покоящиеся в ближних пещерах Лавры, в подземной церкви Введения в храме Пресвятой Богородицы, почитаются издавна в народе, как чудотворные. Вот уже тысячу лет людской поток к ним не прекращается. Приходят люди не только православной веры, но и также те, которые считают себя атеистами. Ведь Агапит Печерский всегда был преисполнен любовью ко всем нуждающимся.

О знаменитом киевском монастыре Киево-Печерской Лавре знают не только жители стран всего мира. Именно с этим местом связанно огромное количество легенд и преданий. Здесь в разные годы переплелись судьбы известных деятелей культуры и исторических личностей: преподобного Антония Печерского Агапита Печерского, Нестора - Летописца, Ильи Муромца, князя Владимира Мономаха и многих других, так или иначе, связанные с жизнью Киево-Печерской Лавры.

 

Святитель и исповедник  Лука архиепископ Симферопольский и  Крымский,

(память  27 июня и в феврале в день памяти Новомучеников и исповедников  Российских).

Наш старший современник, выдающийся ученый,  блистательный хирург с мировым именем, профессор медицины, художник. Преемник апостолов, богослов, духовный писатель, исповедник. Автор 55-ти научных трудов и 12 томов проповедей. Его научные труды по гнойной хирургии и в наши дни остаются настольными книгами хирургов и изучаются в медицинских вузах.

«…Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в Керчи 27 апреля 1877 года… Род Войно- Ясенецких  известен с XVI века и владел изрядными имениями в нынешней Беларуси и Западной Украине…Но с начала XIX века род обеднел и его представители стали землепашцами Могилевской губернии. Например, дед Валентина Феликсовича – Станислав – был мельником; отец же, по окончании  гимназии и факультета фармации, стал государственным служащим». (7, с. 9, 39- 40).

За монографию Войно-Ясенецкого «Региональная анестезия» Валентину Феликсовичу была присуждена Варшавским  университетом премия имени Хойницкого, предназначавшуюся «за лучшие сочинения, прокладывающие новые пути в медицине».

В 1920-х доктор медицины, известный хирург, в тяжелейшие, страшные годы гонений и адских репрессий принимает священнический сан,  монашеский постриг с именем апостола - евангелиста, врача и художника Луки. Вскоре последовала хиротония в епископский сан. С этого времени начинается крестный путь Владыки как исповедника. Первый арест произошел в мае 1923 года, в декабре 1923 – первая ссылка в Сибирь от Енисейска до поселка, отстоявшего всего за 230 км от Полярного круга.

В трагические два десятилетия арестов, пыток и ссылок святитель оставался целителем души и врачевателем тела людей и самоотверженно продолжал научную, врачебную и пастырскую деятельность. Диапазон его оперативных вмешательств необычайно широк. Помимо работы в больнице он вел большой прием на дому и безотказно выезжал на вызовы местных жителей. На протяжении всей жизни для профессора все пациенты были равны. Он одинаково доброжелательно и внимательно осматривал и лечил и простого мужика из глухой деревни, и видного чиновника, и красных и белых.

В годы воинствующего атеизма, когда за ношение облачения священнослужители платили жизнью, бесстрашный  профессор – епископ с крестом на груди в священническом облачении читал лекции перед студентами и совершал  сложнейшие хирургические операции. В операционной стояла икона, перед которой профессор молился, на теле больного он ставил йодом крест. Святейший Патриарх Тихон дважды подтвердил право епископа Луки заниматься медициной.

Епископ Лука, находясь в ссылке, в начале Великой Отечественной войны был назначен главным хирургом Красноярского эвакуационного госпиталя. Благодаря ему множество воинов,  имевших тяжелые ранения с нагноениями,  вернулось в строй.

С 1946 по 1961 годы владыка Лука был правящим архиереем Крымской епархии. В 1996 году состоялось обретение нетленных  мощей архиепископа Луки Крымского, почивающих ныне в Свято-Троицкой женской обители города Симферополя. По усердным молитвам люди так же получают необходимую помощь и исцеление  от нетленных мощей святого угодника Божия.

Жизнь и деятельность святителя Луки разрушили миф о противоположности веры и науки. Вера и наука – два пути познания. «Вера и наука совместимы. Более того, вера является двигателем прогресса». (9, с. 6).

Церковь Христова всегда благословляла труд медиков. И ныне вновь становится востребованным тысячелетний опыт Церкви в деле сохранения здоровья людей и устроении целостного восприятия жизни. В медицине, как отрасли человеческой деятельности, наука сочетается с духовными евангельскими ценностями, без которых невозможна сострадательная любовь к ближнему. Все медики, призванные к высокому служению страдающему человеку, имеют в лице святителя Луки добрый пример для подражания. Обращайтесь к нему за помощью и поддержкой, и он не оставит вас.

Святителю Луко, врачу благий и милостивый, моли Бога о нас. Аминь.

 

Примечания:

1. Николай, митрополит Месогейский и Лавреотикийский. Человек на границе миров: От        неразрешимых вопросов к логике иной/ пер. с новогреч. – Мн.: Свято – Елизаветинский женский монастырь, 2007.–  96 с.

2. Лопухин А. П. Библейская история Ветхого и Нового Заветов. Полное издание в одном томе. – М.: Изд – во АЛЬФА – КНИГА, 2013.- 1215 с.

3. Ларец духовной мудрости: Поучения святых отцов и подвижников благочестия. – Мн.:Свято - Елизаветинский женский монастырь, 2008.- 453 с.

4. Святитель Димитрий Ростовский (Туптало Д.С.). Жития святых: Октябрь.- Козельск: издание Введенской Оптиной Пустыни, 1993.- 654 с.

5. Святитель Димитрий Ростовский  (Туптало Д.С.). Жития святых: Апрель.- Козельск: издание Введенской Оптиной Пустыни, 1993.- 518 с.

6. Святитель Димитрий Ростовский  (Туптало Д.С.). Жития святых: Июль.- Козельск: издание Введенской Оптиной Пустыни, 1997. -  687 с.

7. Святитель Димитрий Ростовский  (Туптало Д.С.). Жития святых: Ноябрь.- Козельск: издание Введенской Оптиной Пустыни, б/ г. - 829 с.

8. Монастыри: Энциклопедический справочник/ под общей ред. Архиепископа Бронницкого Тихона. – Изд – во Московской Патриархии – Изд – во «Республика». – 2001. – 464 с.

9. Поповский М.  Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга.- СПб.: Сатисъ- Держава, 2005.-510 с.

10. Марущак Василий протодиакон. Святитель-хирург: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). – М.: Даниловский благовестник, 2010 – 416 с.

11. Журнал «Православие и медицина» 1.2007.  -  Симферополь: Издательский  Дом Александровой, 2007.

 

 

Людмила Дриняева,

заведующий библиотекой

в честь преподобного Серафима Саровского

Всехсвятского прихода г. Минска