Причина для разговора с настоятелем храма-памятника Всех Святых протоиереем Федором Повным возникла давно. Осенью прошлого года нововозведенная в Минске величественная святыня была освящена Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Телеканал ОНТ назвал это событие главным в духовной жизни Беларуси. В декабре храм-памятник получил благословение совершать Божественную Литургию с открытыми Царскими вратами до момента, когда звучит «Отче наш...». Тогда же протоиерей Федор Повный был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени. Кроме того, настоятель столичного Всехсвятского прихода — одна из самых медийных персон Белорусской православной церкви и всегда — очень вдумчивый и искренний собеседник. Другое дело — найти время на медленную, обстоятельную беседу. Но «Звязде» в очередной раз повезло. И этот разговор — свидетельство того, что есть люди, для интервью с которыми поводы не очень нужны. Их мнение интересное и ценное всегда.
«Игры с верой народа всегда кровавые»
— Отец Федор, пять лет назад мы с вами говорили о том, какую роль может сыграть вера в политическом конфликте. Что вы думаете об этом сейчас? В частности — по поводу подписания томоса об автокефалии Украинской церкви?
— Настоящая Церковь Христова не может быть участником политических заговоров. Церковь строит государство Небесное. Она Вселенская. В ней вместе темнокожие, желтокожие, краснокожие и белые люди причащаются одних Тела и Крови Христа. Но, вера является фундаментальным понятием. Религия формирует мировоззрение целого народа. Надо понимать, что политики, занятые осуществлением своего (или навязанного извне) курса, а не служением народу, будут использовать веру в качестве инструмента влияния на массы. Они будут менять религию, чтобы переформатировать нацию. Но они играют с огнем, полагая, что Церковь — это институт власти такой же, как и правительство. На самом деле Церковь — это богочеловеческий организм. Они думают, что в Церкви можно устраивать дебаты и шоу, такие как часто случаются в парламенте. Но игры с верой народа всегда кровавые. Они наносят непоправимый вред душе самого творца беззакония, они вводят в искушение маловерных и духовно непосвященных, они приводят государство к гражданским столкновениям. Верой же манипулировать невозможно: ее либо распространяют, либо уничтожают. Вера стоит за свои идеалы до смерти. Кровь мучеников и исповедников во все времена были сильным каркасом Церкви Христовой. И возможно, настало время проверки, насколько сейчас сталь прочна, насколько вера истинная. У Господа пришло время отделить сорняк от пшеницы. Двадцать лет назад в церковь шли из-за моды, со своими убеждениями и верованиями, ссылаясь на Бога в душе, думали, что Бог — это любовь, которая все принимает. Как-то все забыли, что Бог — это и строгий судья, который никому не простит хулы Духа Святого. Забыли о духовных законах, действующих в той же степени, как и физические. Пришло время отсева. С Христом остались одиннадцать из двенадцати апостолов. Иуда предал и повесился. Думаю, что сегодняшние события, возможно, происходят не случайно и начинаются как всегда с крещальной купели всей Руси.
Личной оценки я давать не буду. Мое дело молиться за братьев по вере, которые переживают трудные времена, молиться за Украину: она нам не чужая.
«Беречь свое, но не до оголтелого национализма»
— Как к этим событиям нужно относиться нам, белорусам?
— Горячо и искренне молиться. Каждый день. Просить, чтобы в Украине снова были мир, согласие и порядок, чтобы Господь даровал согрешившим и утешил страдающих.
Белорусам нужно смотреть и делать выводы, правильные выводы. Нам нужно научиться благодарить и ценить то, что имеем. Золоти или не золоти клетку, в ней летать невозможно. Душа витает в небе от того, что она кому-то нужна, что она приносит пользу, ее полет в молитве и любви. Жить в традиции предков, возможность верить, работать, создавать — вот истинные ценности. Белорусы должны беречь свое, но не до оголтелого национализма, который ведет в пропасть. Мы же смотрим туда, где восходит солнце, Солнце правды — Христос. А национализм, к сожалению, в противоположную сторону. Туда, где солнце уже заходит.
Важнее всего сейчас хранить чистоту собственной души и охранять чистоту истинного Православия. Очень важно Беларуси уберечь друзей и союзников. Новых друзей приобретай, а старых не забывай, — говорили наши предки.
— Насколько возможна церковная автокефалия в Беларуси?
— Автокефалия по образцу Украины — нужна ли нам такая? Их автокефалия — это не воля народа, а решение одного человека. Прежде чем чего-то хотеть, надо себя спросить: как это улучшит жизнь? А верующие задают вопрос по-другому: приведет ли это меня к Христу, спасет меня для жизни вечной?
Зачем белорусам сегодня автокефалия? Мы обладаем всей необходимой самостоятельностью. Или мы боимся митрополитов, которых назначает Синод Русской Православной Церкви? Тогда призываю вспомнить добрым словом Почетного Экзарха митрополита Филарета! Он свой, он родной, скажут многие. Так он же русский человек с дворянским происхождением... Смотрите на дела, а не в паспорт. Вот результат сорокалетнего служения Владыки: Белорусский Экзархат, свой Синод, плодотворное сотрудничество Церкви и белорусского государства, межконфессиональный мир, восстановленные святыни Беларуси, новый храм-памятник в честь Всех Святых, посвященный погибшим белорусам. Возрождена наша духовная культура. Чего же не хватает? Доверия?
Смотрите на соседей: там свои, не чужаки, насильно вырывают народ с родной почвы. Следующим шагом на Украине может быть Уния. А затем украинский язык переведут на латиницу... А пройдет несколько десятилетий, и ученые уже новым поколениям докажут, что украинцы — это западные славяне. Это всего лишь возможный поворот событий, и я очень хочу ошибиться в нем.
Церковь — это богочеловеческий организм, он руководствуется только Христом. Это иллюзия, что есть Православная Церковь Беларуси, Украины, России. Беларусь также одно государство, а не сумма ее шести областей.
«Видеть в людях душу — это первое...»
— Отец Федор, вы 25 последних лет строили Дом Милосердия, Свято-Троицкий храм, Всехсвятский храм-памятник. Это большое строительство завершилось 14 октября прошлого года, когда храм-памятник был освящен Патриархом Кириллом. Вы уже успели почувствовать — как это жить и больше не строить? Вам знакомо опустошение, которое, по описаниям, чувствует писатель, который поставил дату после последнего слова в романе? Родители, которые отпустили ребенка в самостоятельную жизнь? И успели ли вы почувствовать облегчение?
— Писатель, дописав роман, я уверен, чувствует радость, также, как и мать, родив ребенка, испытывает не опустошение, а счастье. Мы строили, но не для себя, а для Господа, и если Бог занял Cвое почтенное место, принял творение рук человеческих, это высшая награда. За что бы я ни брался, всегда чувствовал себя не автором, а соавтором, потому что вела меня воля Божья. Сам и все, кто работал над храмом, — только руки Бога.
Насчет занятости — работы стало больше. График встреч очень плотный.
— Поделитесь опытом, который вы приобрели за эти 25 лет: что было самым тяжелым — начинать, продолжать, завершать, может быть, находить общий язык с чиновниками, которые далеки от Церкви, либо искать спонсоров? Чему вы научились, возводя одно здание за другим, в разные времена, в «жирные» и «худые» годы для страны? Были собственные ошибки, разочарования в других людях, какой процент из задуманного удалось осуществить? И случались ли чудеса во время строительства?
— Нет чиновников, нет рабочих, нет спонсора — есть люди, каждый человек со своей душой: мятежной, радостной, грустной. Видеть в людях душу — это первое, чему меня научил опыт возведения храмов. Второй жизненный урок — любое дело выполнять во славу Бога, для Него. Это высший уровень ответственности. Если делать для себя, дело провалится. Третий жизненный урок — в немощи человеческой сила Божия совершается. Мы ничего без Бога не можем. Пятое: главное дело священника — творить Божественную Литургию, Таинства. Стройка — вторично.
25 лет — это же половина сознательной жизни! Здесь за день сделаешь несколько ошибок. Главное, исправлять их своевременно. Но то, что для человека полжизни, для храма — мгновение. Поэтому самое большое чудо — это завершенный храм-памятник. Чудо в его величии, которое открыто и доступно народу. Все, о чем мечтали, мы совершили. Из планов остался только музей. Но, Бог даст, в этом году он уже будет действовать.
— Летом вы анонсировали, что в храме-памятнике Всех Святых разместятся музей и архив, где будут собираться сведения обо всех местах, в которых гибли белорусы. Эта работа уже начата? Кто ей занимается?
— Да, Всехсвятский приход и Белорусский культурный центр духовного Возрождения ведут работу по формированию экспозиции. Мы устанавливаем сотрудничество с музеями города. Музеи, историки, частные коллекционеры делятся копиями документов, базами данных, артефактами. Ведется работа по систематизации материалов, которые были собраны на протяжении последних лет.
— Отец Федор, на обратной стороне ордена Сергия Радонежского, который недавно Патриарх Кирилл вручил вам в Москве, написано «Смирением возвышаемый». Как надо понимать эти слова?
— «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», — пишет апостол Иаков. «Тот, кто задирает голову, ненавидит Бога», — проще трактует блаженный Иероним. И сам Христос говорит: «Ибо всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.14: 11). Преподобный Сергий изменил ход истории, основал несколько лавров и монастырей, возродил монашество, вывел страну из тяжелейшего кризиса, мог мысли на расстоянии слышать, но при этом был босой, голодный и все делал своими руками, искренне считал себя великим грешником и недостойным монахом.
Храм-памятник в честь Всех святых и в память о жертвах, которые послужили спасению Отечества, г. Минск.
Зерно дало плод
— Вы уже не первый год ведете духовную программу на телевидении. Говорите, как правило, на вечные, общеизвестные темы. Как удается каждый раз находить какие-то новые нюансы, которые трогают зрителя за живое и позволяют не повторяться?
— Сюжеты рождаются из жизни, и большинство переживается, переосмысливается лично. Христианство дарит человеку удивительный талант наблюдения. Тот, кто привык контролировать свой внутренний мир, кто прислушивается к движению своего сердца, начинает понимать внешние закономерности и связи. Жизнь никогда не стоит на месте, оно преподносит сюрпризы. Каждый день мы получаем задания, проходим уроки и открываем что-то новое.
— Был такой период в истории нашего общества, когда в семьях дети-подростки оказывались более верующими, чем их родители. Сейчас выросли дети, которых причищали с детства. Они по-прежнему — уже самостоятельно — приходят в храм, или маятник качнулся в другую сторону и благочестие молодежи пошло на спад? Какую вы замечаете тенденцию в духовной жизни наших людей?
— Восстанавливается церковная преемственность, традиции христианских семей и быта. Воспитывается уже третье поколение христиан. У тех подростков, которые пришли в храм в девяностые, дети сегодня переживают период взросления. Каждый по-разному. Кто-то не вырывается на свободу вне Церкви, кто-то пробует мир без веры. В нашем приходе поют детско-юношеский и молодежный хоры — почти 150 человек! Некоторые подростки помогают на кухне, некоторые в свечном. Кто где себя нашел. Некоторые стали успешными людьми, а в недавнем прошлом были воспитанниками общеобразовательной школы на базе Всехсвятского прихода. Они признаются, что вера помогла сформировать характер и жизненный взгляд. Они остались в Церкви и выросли ответственными гражданами, патриотами, заботливыми и открытыми миру людьми. То зерно, которое засевали отцы, дало плод. Я уверен, что даже дети, у которых излишне бушуют гормоны, также переживут бурю. Хорошие зародыши будут искать нужных условий, чтобы прорасти. Маятник не качнулся радикально, он раскачивается с нужной амплитудой, но ведь это значит, что часы работают, значит, в механизме все отлажено. Дай Бог, следующее поколение будет таким же направленным к небу.
— Что, на ваш взгляд, представляет самую большую опасность для современного человека?
— Комфорт расслабляет душу. Обилие и доступность всего обесценивает жизнь. Огромный поток информации развращает, учит над всем смеяться и приводит к деградации. Блогеры удерживают аудиторию ужимками, пошлостью, развязностью. Отсутствие высокой культуры: культура — это самодисциплина. Неблагодарность за то, что имеем. Профанация веры.
— У вас есть любимый период (праздник) в Литургическому году? Расскажите о нем.
— Все праздники любимые. Каждый затрагивает душу по-своему и несет свое переживание. Но, видимо, период Великого поста и праздник Пасхи — наиболее значимые для меня. Здесь колоссальное духовное напряжение, каждый день поста подготавливает к Страстной недели, чтобы его прожить с Христом. В эти скорбные шесть дней такое ощущение, будто ходишь по ножам — настолько подготовленная постом душа чуткая к страданиям Сына Божия. Но после времени сердечного плача наступает сорок дней настоящего рая. Первое «Христос Воскрес» невольно восклицали так громко, что, пожалуй, слышит весь мир.
— Спасибо.
Ольга МЕДВЕДЕВА.
Фото Анатолия КЛЕЩУКА