ПЛОЩАДЬ СОГЛАСИЯ. Протоиерей Федор Повный: «Родина подобна очагу, в котором горит огонь жизни народа»

Настоятель Всехсвятского прихода протоиерей Федор Повный — о том, что тормозит развитие современного общества, о задачах православной церкви и благодарности как ниточке, связывающей человека с человеком.

В христианской традиции

— За вами, отец Федор, строительство трех знаковых не только для столицы, но и для страны храмов: Всехсвятского, Троицкой церкви и Дома милосердия с храмом в честь святого Иова. Их вы не один возводили — рядом выросло уже целое поколение прихожан. Каким оно видится вам, есть ли у него отличительные черты?

— Новое поколение более уверенное. Если раньше в храм приходили, потому что искали поддержку хотя бы в одном из аспектов жизни, а некоторые — из любопытства, то сейчас это уже осмысленный приход к Богу. Верующие стали более грамотными, они читают, слушают проповеди, ездят в паломничества. В семьях верующей молодежи дети воспитываются в христианской традиции. Появились осознанность и ответственность за свою духовную жизнь.

Точно так же наблюдается рост гражданского самосознания. Два новых поколения родились в самостоятельном государстве Беларусь, и для них это основа, стартовая площадка и чувство опоры. Среди молодых встречаю много умных и активных людей, искренне переживающих за судьбу своей страны не на кухне и не на словах. Они это доказывают делом: активной позицией, стартапами и проектами развития, искренним и заинтересованным трудом. Знаю, что у истоков Таможенного союза стояли молодые сотрудники министерств, вижу, как в информационных битвах за человеческое сознание белорусы отстаивают подлинные гражданские ценности и искренне переживают за молодое государство. Они понимают, что развитие отнюдь не равняется комфорту и призрачным благам, которые так любят сулить некоторые псевдопатриоты. Здравый смысл, достоинство, ответственность — я бы так охарактеризовал качества молодежи.

— Самое время, думается, задать вопрос о современной Белорусской православной церкви. Каков есть и каким может быть ее вклад в развитие нашего общества?

— Честно говоря, я устал от темы национальных церквей. Белорусская православная церковь — это условная, территориальная единица единой полноты Православной церкви, у которой нет ни пространственных, ни временных границ. Влияет на общество не административное устройство Церкви как таковой, а Церкви как Богочеловеческого организма: вера людей в Иисуса Христа, Сына Божьего, который вочеловечился, принял все тяготы жизни человека — голод, труд, болезни, страдания, был распят и воскрес в третий день… Этот Человек сломил жало греха и смерти. Он открыл людям возможность быть святыми.

Только через понятие Бога можно объяснить человеку, что такое любовь, доброта, милосердие, верность, жертва. Только через жертву Сына Божьего человек понимает, зачем умирать за Отечество. Через милость Бога он узнает, зачем делиться с нищим, зачем помогать вдовам, зачем усыновлять сирот, зачем ухаживать за престарелыми…

Поэтому вклад Православной церкви, в том числе Белорусской православной церкви, в развитие общества — это духовное воспитание человека, его социальной активности через добрые дела. Это поддержка павших духом и потерявших человеческий облик людей. Много всего можно сделать, если члены Церкви, то есть мы с вами, захотят этого сами. Если в приходе два прихожанина и оба на ладан дышат, то о какой социальной миссии может идти речь? Но молитва этих двоих может быть решающей в судьбе страны.

Задача Церкви — это Богообщение, это молитва, в том числе за Отечество и его правителей.

Мы говорим о сильном человеке, когда в его словах и поступках чувствуем силу Божию. Мы говорим о сильном государстве, когда чувствуем, что его народ ходит под Божьим покровом.

О неблагодарном сердце

— Что, по-вашему, тормозит развитие сегодняшнего человека, а тем самым развитие общества?

— Лень. Нам лень совершать подвиги, преодолевать трудности, ставить большие цели, заботиться о других. Нам даже лень ходить в храм. Человек становится все более и более эгоцентричным. А еще наш современник потерял страх Божий и страх смерти. Сейчас человек не смерти боится, а старости. Он боится быть некрасивым, больным и неуклюжим, он боится остаться один.

Страх Божий — это не рабский страх перед Господом, это страх быть недостойными сыном или дочерью. А страх смерти — это не боязнь умереть, а боязнь предстать перед Господом на справедливый суд с обнаженной душой.

— Уже как типичную черту не только нынешних белорусов, но и в целом людей постсоветского общества называют привычку, похожую на нытье, жаловаться на жизнь… Часто мы не хотим видеть трудности и заботы окружающих, забываем в повседневной суете про доброту, милосердие, поддержку друг друга, видя и слушая только себя. В чем выход, отец Федор?

— Быть благодарным — одно из условий спасения человека для жизни вечной. Неблагодарное сердце никогда не увидит Бога, а значит, не испытает счастья. Благодарность — это ниточка, которая связывает человека с человеком. Чем плотнее расположены нити в ткани, тем ткань крепче. Такое полотно держит форму под давлением и при растяжении. Таким же образом действует благодарность в обществе. Семьи, где друг другу благодарны, гораздо стабильнее, чем те, где все недовольны. Кроме того, благодарность помогает видеть реальное положение вещей. Многие из относительно благополучных людей, если возьмутся записывать, за что они могут быть благодарны, удивятся внушительному списку. Те же, кого посетили скорби, если будут искать малейшую зацепку поблагодарить, тоже поймут, что не все так мрачно.

Будем чаще благодарить Бога, государство и друг друга — будем жить лучше. Однозначно.

Историческая память как наследство

— Подытоживая, задам вам главный вопрос: с чего начинается Родина?

— Обычный и одновременно очень непростой вопрос. Родина восходит из глубин рода. Она начинается с осознания того, что ты не чужой здесь. Тут жили твои предки. Кровь, которая течет в тебе, досталась от прадедов. Они возделывали эту землю, взращивали это государство. Они честным трудом добывали хлеб для семьи. Они безвинно погибали. Они проявляли героизм и чудеса мужества. Кровь, которую качает твое сердце, в прошлом проливалась на этой земле.

Историческая память — это половина понятия Родины. Ее невидимая, но очень важная часть. Вторая половина — это отношение к месту нашего рождения, к месту, где жили предки. Это то, что в генах мы сами теперь передадим своим детям и внукам. Хромосомы записывают за нами наши наклонности, достижения и поражения. Это наше наследство.

Родина подобна очагу, в котором горит огонь жизни народа. До нас его сберегли наши предшественники. Сможем ли мы его сберечь?..

Екатерина Дубинская

Фото из архива агентства «Минск-Новости»

МИНСК-НОВОСТИ