Настоятель столичного Всехсвятского прихода протоиерей Федор Повный — о верности принципам предков, о том, нужно ли сводить союз с Россией к материальным взаимоотношениям, о дефиците дружбы в настоящее время.
Историческая правда как право на суверенитет
— Отец Федор, в последнее время мы много, кажется, как никогда ранее, говорим о суверенитете. Говорим много, понимаем ли?
— Согласно словарю, суверенитет — это право государства на полное самоуправление, а взаимное признание прав на суверенитет является основой международных отношений. Таким образом, суверенитет — это прежде всего юридическая величина. Может быть, читателю покажутся несколько необычными слова, которые мною будут произнесены, но следует помнить: в январе этого года исполнилось 100 лет со дня образования Белорусской Советской Социалистической Республики. Министерство иностранных дел отметило 100-летие дипломатической службы. В 1922 году БССР, РСФСР, УССР и Закавказская социалистическая республика подписали Договор об образовании СССР. В 1945 году БССР стала соучредителем ООН. Все это говорит о том, что суверенитет нашей страны как преемницы БССР уже имеет вековую историю и признан миром.
Суверенитет не надо путать с абсолютной свободой действий. Такого не бывает. Создав союз, наш народ, обладая самостоятельностью, работал в сцепке с другими республиками по всем вопросам. Но народу казалось, что он зависим. Обретя так называемую независимость (разомкнув сцепку), мы остались один на один с собой. То есть, получив независимость, мы получили колоссальную ответственность за себя. И как ни странно, белорусы не привыкли рассматривать себя вне союза, вне империи, вне больших политических образований. Поэтому привыкать к самостоятельности нам все же пришлось.
И, видимо, благодаря национальному характеру и мудрому руководству нас минуло искушение свободой — у нас не было погромов, майданов, крупных общественных конфликтов. Мы остались верны принципам предков. Мы сохранили их наследие — социальную защиту населения, промышленность и сельское хозяйство, трепетное отношение к истории. Историческая правда важна для белоруса потому, что именно она дает ему право на суверенитет. Наши города и земли принимали удар Первой мировой войны. Белорусское подполье сыграло значительную роль в Великой Отечественной войне. Как-то уже из моих уст звучало: изменить историю означает предать народ, потерять суверенитет.
Но главное, за трудные годы становления мы не подпали ни под чье влияние, несмотря на угрозы и давление. Слава и почет величию духа, который предпочитает пережить трудности, но сохранить честь и достоинство. Любому умному человеку видно, что ведется непрекращающаяся борьба за души и умы наших людей. Многие бывшие советские страны проиграли эту духовную битву и получили на своей территории реальные войны. С болью говорю об Украине — она нам близка не только по духу и вере, но и по крови. Украина — наша родная, восточнославянская. Думаю, что она опомнится и вернется к своим корням, ведь правильно заметил Глава государства: кому мы нужны? Только себе самим. В наших общности и единстве — огромная сила.
Таким образом, понятие суверенитета выходит из области международного права, но становится понятием нравственным. Суверенитет — это честь и достоинство народа. Если народ теряет честь, он автоматически теряет суверенитет. Да, юридически он продолжает быть. Но фактически страна пляшет под чужую дудку, а народ используют. Тут как с верой: все христиане говорят, что верят в Христа, но благодать Духа Святого не со всеми.
— Нынешний год — год 20-летия подписания Союзного договора. Каким вам видится движение Беларуси и России по отношению друг к другу?
— Любой союз — это партнерские, дружеские отношения, когда стороны повернуты лицом друг к другу и смотрят друг другу в глаза. Это честные отношения доверия, уважения и сотрудничества. С кем бы мы ни разговаривали в компании, к другу спиной не поворачиваемся. В отсутствие друга мы представляем и его интересы…
Конечно, мы стремимся к экономическому союзу, поскольку это благоприятно отражается на стабильности и благосостоянии страны. Но полностью сводить союз к материальным взаимоотношениям нельзя, поскольку каждый делец видит лишь свой интерес. А сумма личных интересов, как бы ни удовлетворялась, не создаст общего блага.
Единое пространство формируется едиными смысловыми ценностями, поэтому если мы всерьез говорим о создании Союзного государства, то нашей обоюдной целью должно быть стремление к единомыслию и взаимопониманию, к дружбе и осознанию общих точек. А они стандартны: история, язык и вера.
Помня чувство локтя
— Так что же, на ваш взгляд, мешает сближению Беларуси и России в данный момент?
— Уходят поколения, которые жили в Советском Союзе. Белорусская молодежь не ощущает своей причастности к восточнославянской общности, к Руси, из которой вышли три наших государства. В 1990-е годы, когда на волне свободы государства искали национальное своеобразие, доказывая свою уникальность и право на независимость, историческая наука искажала многие факты в пользу национализма. Мы искали факты собственной государственности в тысячелетнем прошлом. Однако время показало: не там искали. В значительной степени наше национальное государственное сознание основывается на ценностях советского периода. Белорус как гражданин был сформирован социалистическим прошлым, и это делает нас в какой-то мере уникальными.
Наше национальное своеобразие исходит из дружбы с русским народом, из тесных военных, экономических, религиозных связей с ним. У нас общие братские могилы. Посетив крипту нашего храма-памятника, вы убедитесь в этом.
Но учебники по истории Беларуси до сих пор отражают мифы о силе некоторых соседних народов, белорусскими героями считаются небелорусские общественные деятели, на изучение языческих богов древних племен отводится несколько уроков, дети знают их по именам и рисуют этих псевдобогов. Детей учат, что Масленица и Купалье — это главные народные праздники, но не рассказывают, что Масленица — это подготовка к Великому посту, а Купалье — это рождество пророка Иоанна Предтечи. Не говорится о влиянии христианства на формирование нашей цивилизации, нашего менталитета. В России школьники, наоборот, изучают империалистическую великодержавную политику своего государства.
Пока не будет единого историко-культурного стандарта, последующие поколения будут отходить друг от друга дальше и дальше. Мы — поколение, которое еще осязательно помнит чувство локтя, а новые поколения, изучая такие учебники, будут россиян называть оккупантами, а россияне будут смотреть на белорусов либо как на часть русского народа, либо как на чужой народ.
Нужно изменить взгляд друг на друга и векторы направить на общее, на сближение, а не на различие и подчеркнуто национальное своеобразие. Тем более что наша совместная история является исторической правдой. Белорусы же всегда трепетно и ревностно отстаивают правду в истории.
Так давайте говорить, что мы вышли из одной купели. Давайте подчеркнем, что Беларусь испокон веков была западным форпостом России: Грюнвальд, Сморгонь, Брестская крепость. Давайте не забывать, что Россия охраняла наши восточные рубежи от татаро-монгольского ига и других угроз. Белорусы и русские на равных защищали единое жизненное и культурное пространство. Из Беларуси начинались многие преобразования, потому что наш народ особенно чувствителен к социальной несправедливости.
Нужно сказать, что настоящие крепкие связи образуются лишь на уровне народа — это родственные, семейные, дружественные связи. Порой складывается впечатление, особенно в декабре каждого года, когда продлеваются бизнес-договоры, будто экономические мотивы союза более приоритетны. Любые попытки предложить новые условия закупок-поставок молока, колбасы, газа и нефти воспринимаются как угроза союзу или шантаж…
Но никакие колбасно-молочные войны не способны разрушить нашу дружбу, пока в Москве за праздничным столом белорус угощает вкусной белорусской колбасой и сыром своих друзей и родственников, пока студенты МГИМО и факультета международных отношений БГУ разрабатывают один дипломный проект. Пока приходы Брянска приезжают в могилевский Свято-Никольский собор посмотреть белорусское барокко, а в союзном лагере школьники из наших стран жарят хлеб на костре и поют одни песни под гитару, талантливые ребята из России и Беларуси выступают на одной сцене. Молодежь России и Беларуси должна поддерживать реальные контакты и активно общаться. Если дети будут обогащаться величайшей культурой наших соседей, то и наша национальная культура станет глубже, богаче, ярче.
Мне удивительно слышать, что мы ищем новые пути построения Союзного государства, когда имеем арсенал столетней давности. Может, просто воспользоваться теми схемами, только переосмыслить их в реалиях современности и наполнить новым содержанием?
Друг больше, чем партнер
— И все-таки, отец Федор, с вашей точки зрения, каким быть бренду Союзного государства?
— Союзное государство — гарант суверенитета дружественных стран. Я бы так обозначил сегодня этот бренд на официальном уровне, но его идейным основанием оставил бы прежний смысл: мы — братья.
Наш суверенитет сохранится только в правильных союзных отношениях. В Беларуси нет нефти и газа, но зато белорусы умеют дружить. Тысячелетняя история это подтверждает. Друг больше, чем партнер: друг защитит от пули, а партнер спрячется за твою спину.
Братство — еще более глубокая степень дружбы, потому что оно скреплено кровным родством. А у нас единый корень, одна купель, одна тяга к справедливости. Белорусы никогда не предадут россиян — постоянно публично заверяет наши народы Глава белорусского государства.
Настоящая дружба — дефицит в настоящее время как среди людей, так и среди государств. Беларусь мала, без природных ресурсов, без богатых рекреационных ресурсов и без огромного потенциала прибыли. Но во Вселенной не это значимо. В лесах под Москвой в Сергиевом Посаде выросла Троице-Сергиева лавра. В пещерах под Киевом когда-то начинали свой путь Антоний и Феодосий. В Жировичах созидается наша белорусская святость. Значит, не место, не многолюдность определяют центр притяжения. Этим центром является благая воля. И эта воля у нашего народа есть.
Фото Сергея Лукашова, Анатолия Дрибаса