Спас рукотворный - Образ Господа на главном фасаде нашего Храма-памятника!

Когда Всехсвятский храм опоясали иконы-мозаики с ликами святых, минчане задавались вопросом: что же будет на главном фасаде, неужели он останется пустым? До поры до времени это держалось в тайне. И вот накануне праздника Успения секрет раскрыт.

Христос во славе, самое большое мозаичное полотно из тех, что должны украсить храм-памятник в честь Всех Святых, начали монтировать накануне праздника Успения

Рукотворное чудо начинается с написания образа на катоне. В натуральную величину. А затем мозаичники переводят красочное изображение в смальту, учитывая расстояние, с которого увидит икону зритель. Поэтому частенько берут более яркие тона, нежели на картоне. Оказывается, воздух съедает цвет. Иногда приходится даже упрощать какие-то мелкие линии, чтобы издалека фигуры читались более четко и монументально.

Художник Денис Чубуков со своей творческой бригадой собирали мозаику в мастерской гимназии-колледжа искусств имени И. Ахремчика. Под рукой все необходимое. Смальта самых разных оттенков, в том числе «позолоченная» нитритом титана, станок для ее разрезания, калька, пластилин, клей…

Плитку смальты раскалывают на кусочки-модули. Для одежд требуются более крупные, для ликов — помельче. Линии рисунка переводят на кальку. Затем ее разрезают — фигуры удобнее складывать по фрагментам — и в нужных местах покрывают пластилином, чтобы модули не рассыпались. И начинается самая тонкая работа: сверяясь с катоном, мастера собирают лики, складки одеяний, крылья ангелов.

Затем готовую работу превращают в этакий слоеный пирог. Внизу калька с пластилином, в середине смальтовая мозаика, а сверху все это покрывают несколькими слоями газет, смазанных декстрином, — клеем на основе кукурузного крахмала, который легко смывается. Потом «пирог» переворачивают лицом вниз, и каждый камешек плотно прижимают к клейкому слою специальной давилкой. Творение сохнет. Затем с него счищают пластилин и остатки кальки — и можно везти к храму.

А там, взобравшись на леса, мастера впечатывают мозаичные фрагменты в цемент. Посторонний наблюдатель ничего не поймет: «И зачем это залепляют белые стены газетами?»

Через некоторое время бумагу смоют. Готово! Икона предстает во всей красе.

<

Факт. - Размер центрального мозаичного панно «Христос во славе с предстоящими в молитве Богородицей и Иоанном Предтечей в окружении сонмов Ангельских сил» — 7 на 9,5 метра (66,5 квадратных метра).