Архитектура

Взмывающий вверх храм-памятник поражает мощью и величием. И с какой точки ни смотри на него, картинка идеальная. Такие храмы строятся раз в тысячу лет. Поэтому отнестись к сооружению шаблонно, на основе устоявшихся стереотипов, создатели комплекса сочли недопустимым.
- При проектировании зодчие опирались на правило золотого сечения, - пояснил настоятель Всехсвятского прихода протоиерей Федор Повный.
И даже большая лестница, ведущая к храму, не пугает своей высотой. Оказалось, авторы проекта предусмотрели и этот момент: рядом расположены комфортабельные лифты.
 
Настоятель Всехсвятского прихода продолжил рассказ:   -В начале 90-х владыка Филарет предложил Льву Погорелову - архитектору будущего Храма-памятника. спроектировать церковно-социальный комплекс, включающий храм и Дом милосердия. Место выбрали близ улицы Калиновского. С будущим настоятелем прихода священником Федором Повным ездили в Германию, осматривали подобные сооружения. Пришли к выводу: церковь и Дом милосердия надо строить раздельно.
В «Минском курьере» за октябрь 2008 года в проекте «Летопись. Храм нашей памяти» протоиерей Федор Повный вспоминает:  «Задача, которую я видел перед собой и поставил перед Львом Николаевичем, заключалась в следующем: объединить в одном архитектурном образе историческое прошлое и настоящее, указать правильный духовный ориентир в будущее… Я позвал архитектора в Лейпциг, в Свято-Алексиевский храм-памятник Русской славы, где в то время проходило мое служение. Он приехал с папкой своих предложений (на листах формата А4) с уверенностью, что какое-либо из них подойдет. Я все посмотрел, но не увидел нужный образ. Погорелов, помню, удивился: «Как не подойдет? Здесь же столько!» И я предложил на следующий день посетить богослужение в Свято-Алексиевском храме-памятнике, послушать историю о нем и подумать, какой же образ должен все-таки стоять за понятием храма-памятника…Что-то он рисовал, набрасывал, а потом попросил оставить одного. Мы с супругой, матушкой Еленой, на целый день оставили его в нашей квартире на 14-м этаже. А когда вечером пришли, в очень приподнятом настроении Лев Николаевич сказал: «Я нашел образ!» Этот образ, практически не изменившись, лег в основу храма-памятника в Минске. Вот так, между небом и землей в прямом и переносном смысле, родился образ будущего храма»…
Какова же основания архитектурная идея Храма-памятника?  Высота вместе с крестом — 74 метра. Храм в честь Всех святых имеет форму шатра, увенчанного крестом. Шатер символизирует Божию Матерь и Христа как главу Церкви. В основе шатра лежит число девять, образуемое восемью широкими гранями с геометрическим центром — его вершиной. В крипте (нижней алтарной части храма) будет собрана земля с полей всех великих исторических сражений в защиту Белорусской земли. Слева и справа от шатра находятся два боковых придела — они напоминают о соотечественниках, которые погибли во время войн. Пять куполов храма-памятника устанавливаются в честь Всех святых Беларуси, в память всех павших за отечество воинов, всех без вины замученных в тюрьмах и лагерях и всех убиенных детей. Предусматривается зажжение негасимой лампады в крипте, перезахоронение останков видных исторических деятелей, установка мемориальных досок по всему периметру, вплетение в орнамент пластин с именами погибших.