«Жить и помнить. Советские воинские захоронения в Европе» — так называется книга–реквием, выпущенная Издательским домом «Звязда». Ее авторы — лауреаты премии Президента «За духовное возрождение» за 2015 год журналист, переводчик Елена Хорошевич и историк, юрист, писатель Анатолий Шарков собрали и систематизировали огромный фактический материал. В Германии, Австрии, Польше, Венгрии, Чехии, Италии и Словакии они посетили 46 мест захоронений, подробно их описали, рассказали о потрясающих людских судьбах, собрали десятки ранее неизвестных имен.
Но, наверное, самое главное — своей книгой они подарили надежду всем, кто спустя многие десятилетия продолжает поиск могил родных людей, пропавших в страшном военном горниле. Пропавших пока безвестно. Но это только пока... Символичным выглядит объединение усилий таких внешне разных авторов: утонченная, эмоциональная Елена Хорошевич и профессор кафедры уголовно–исполнительного права Академии МВД Анатолий Шарков. Но это только подчеркивает то, что в Беларуси память о прошлом Родины и народа свята и дорога каждому.
Причем, что очень важно, — дорога не на словах, а на деле. Наверное, поэтому наш разговор с Еленой Хорошевич получился все же больше о деле. Хотя... И о чувствах, конечно, тоже. — Елена Ивановна, примите поздравления с присуждением награды, высокой и в профессиональном смысле, и в духовном. Успели в полной мере почувствовать радость? — Безусловно, такое признание радует. Но даже одно то обстоятельство, что нас с Анатолием Шарковым номинировали на эту премию, уже вдохновляет: значит, мы заняты нужным и востребованным делом. А ведь когда все начиналось, трудно было предположить, каков получится результат. Времени выходило маловато: первая поездка состоялась в сентябре 2014 года, а книгу старались выпустить к 70–летию Великой Победы. На всю работу — около девяти месяцев, как ребенка выносить... — Оказалось, срок достаточный не только для ребенка, но и для книги. Как все же рождался ее замысел? — Побудительным началом стала крипта Храма–памятника в честь Всех Святых в Минске. Сама по себе она задумана своеобразной книгой памяти. Уже на входе, в орнаментах ее тяжелых кованых дверей отражена наша отечественная история — Грюнвальдская битва, чернобыльская трагедия... И Сморгонь, и Хатынь, и Тростенец... Но крипта — это не только история белорусов в Беларуси. Это история о белорусах по всей земле.
Так и появилась идея проехать по местам боев, где погибли наши соотечественники, изучить, организовать фото– и видеосъемку, провести некоторую систематизацию и учет захоронений и, конечно, привезти оттуда по горсти земли для мемориала в крипте Храма–памятника. 2 октября прошлого года во время торжественной Молитвы за Беларусь с участием Главы государства, дипломатического корпуса, представителей разных конфессий были заложены первые 7 символических капсул с землей — из Германии, Италии, Австрии, Чехии, Венгрии, Словакии, Польши — в ниши Храма–памятника. Но на сегодня в крипте хранится уже 46 капсул. Остальные 39 принесены 14 октября — в день Покрова Божией Матери и в государственный праздник День матери.
Таким образом участники молодежной организации БРСМ из разных регионов Беларуси завершили свою благотворительную акцию «Доброе сердце: восстановление святынь Беларуси». Ребятам интересна эта тема, они тоже хотят ее продолжать. — Вы рассказывали о 46 местах, где побывали в экспедиции. Это много, тем более за такой непродолжительный период. Как выбирался маршрут? — Исходили из информации, которую удалось предварительно собрать нам самим и через наших добровольных помощников. В книге «Жить и помнить» рассказывается как о знаковых местах памяти — таких, как Трептов–парк в Берлине, так и о малоизвестных — например, о кладбище святого Павла в Дрездене с захоронением детей, рожденных матерями, угнанными в том числе и из Беларуси на принудительные работы в нацистскую неволю.
Но даже когда собраны необходимые исходные данные, работать нелегко. Ведь даже для того, чтобы просто найти уже известную по документам могилу на огромном кладбище, требуется много времени. И здесь необычайно ценна помощь общественности, всех добрых людей в тех городах, куда мы приезжали. В организации поездок нам помогали Народный союз Германии по уходу за военными могилами, Австрийский Черный Крест, различные общественные и частные инициативы. Люди показывали и рассказывали все, что им известно о судьбах и могилах наших воинов. И, конечно, много нам помогли духовные лица. Наша огромная благодарность всем! — Все ваши поездки — колоссальный труд, и духовный, и физический. И все же, возможно, что–то оставило наибольшее впечатление, вызвало особо острые переживания? — На прошлую Радоницу мы приехали в Дахау — там гитлеровцы создали один из первых концлагерей в Германии, где над узниками проводились страшные медицинские опыты.
Поездку инициировал духовный руководитель книги «Жить и помнить», настоятель Храма–памятника в честь Всех Святых отец Федор Повный, который и сам входил в состав делегации. Тогда мы услышали, наверное, об одной из самых изощренных и бесчеловечных акций по уничтожению советских военнопленных. Неподалеку от лагеря эсэсовцы организовали учебный полигон для отработки стрельб. Живыми мишенями стали солдаты и офицеры Красной Армии. На этом страшном месте в 1941 — 1942 годах погибли примерно четыре тысячи человек. Тела расстрелянных палачи сгружали в грузовики, отвозили назад в лагерь и сжигали в печах крематория.
В 2001 году на месте бывшего стрельбища проводились раскопки — обнаружены останки людей, наручники, которыми их приковывали... До сих пор сохранились бетонные стены–пулеулавливатели — свидетели гитлеровского безумия. Теперь здесь установлен памятник погибшим с надписями на русском и немецком языках. Появился он благодаря немецкому историку Рейнхарду Отто, который поднял эту тему, работал с архивными документами и восстановил некоторые имена жертв. Среди погибших были и белорусы. Их история тоже отражена в книге «Жить и помнить». В часовне на территории мемориала бывшего концлагеря Дахау мы провели поминальную службу вместе со священником отцом Николаем Забеличем, тоже белорусом: сейчас он служит в православном храме в Мюнхене. Рядом, кстати, стоят евангелическая кирха, синагога, расположена католическая женская монашеская обитель Святой Крови, где монахини своей горячей молитвой стараются искупить вину тех, кто когда–то творил такие страшные преступления, но в первую очередь они молятся за безвинно загубленных.
На протяжении всей работы мы встречали только искреннюю поддержку со стороны представителей разных религий и конфессий. В Дрездене нам помогал евангелический священник. Спустя какое–то время он прислал сообщение, что ему стало известно место в районе Смоленска, где когда–то погиб его отец. И теперь мы постараемся помочь этому священнику. В Венгрии есть очень интересный замок Бори–Вар. На его башне вражеская пуля сразила нашего солдата. Владелец замка, сам архитектор, скульптор, увековечил память воина — установил памятник–надгробие в виде пятиконечной звезды, внутри которой вкраплен крест. А в центре Праги на Замковой горе можно увидеть могилу «товарища Белякова». О солдате практически нет сведений. Известно лишь, что он был танкистом. Тяжелораненого Белякова разместили в помещении католического монастыря. И когда били монастырские куранты, танкисту становилось легче. Но медики не спасли героя. Когда же он почувствовал, что уже уходит, то попросил похоронить его рядом с монастырем — чтобы «слышать прекрасный бой» часов. — Такие истории не могут не затронуть душу и сердце... — Да. Наша книга создавалась для того, чтобы сохранялась такая память. Мы же не вечные. И новые поколения должны эту святую память передавать дальше. Казалось бы, скорбная миссия: посещать кладбища, могилы. Но Елена Хорошевич говорит об этой скорби как о светлой — ведь погибшие люди не забыты даже на чужбине. Но все равно не выдерживает. И вот уже в ее голосе отчетливо ощущаются слезы: «Как же страшно умирать вдали от родного дома, где так ждет мама...»
Еще от одного православного священника Анатолия Коляды мы узнали о месте захоронения известного белорусского поэта Николая Сурначева. После войны вышли сборники его поэзии. Николай Сурначев погиб 20 апреля 1945 года на подступах к Берлину. Позже останки воина перенесли на воинское кладбище под Потсдамом. Но из–за неточного написания фамилии на надгробном камне долгое время его могила оставалась неизвестной. Теперь при возможности обязательно там побываем. Но это уже новые материалы для новых книг, говорит Елена Хорошевич. И книги эти обязательно состоятся. Как ранее, к столетию начала Первой мировой войны, состоялась книга «Последний приют солдата». Теперь вот — «Жить и помнить». Поэтому и поездки продолжатся: захоронения наших воинов известны в 49 странах. В ближайших же планах — еще одна совместная с Анатолием Шарковым работа: книга несколько другого направления, но тоже о Беларуси и о белорусах.
Советская Белоруссия № 4 (24886).
Автор публикации: Галина УЛИТЕНОК
Автор фотографии: Артур ПРУПАС
«Жить и помнить. Советские воинские захоронения в Европе» — так называется книга–реквием, выпущенная Издательским домом «Звязда». Ее авторы — лауреаты премии Президента «За духовное возрождение» за 2015 год журналист, переводчик Елена Хорошевич и историк, юрист, писатель Анатолий Шарков собрали и систематизировали огромный фактический материал. В Германии, Австрии, Польше, Венгрии, Чехии, Италии и Словакии они посетили 46 мест захоронений, подробно их описали, рассказали о потрясающих людских судьбах, собрали десятки ранее неизвестных имен. Но, наверное, самое главное — своей книгой они подарили надежду всем, кто спустя многие десятилетия продолжает поиск могил родных людей, пропавших в страшном военном горниле. Пропавших пока безвестно. Но это только пока... Символичным выглядит объединение усилий таких внешне разных авторов: утонченная, эмоциональная Елена Хорошевич и профессор кафедры уголовно–исполнительного права Академии МВД Анатолий Шарков. Но это только подчеркивает то, что в Беларуси память о прошлом Родины и народа свята и дорога каждому. Причем, что очень важно, — дорога не на словах, а на деле. Наверное, поэтому наш разговор с Еленой Хорошевич получился все же больше о деле. Хотя... И о чувствах, конечно, тоже. — Елена Ивановна, примите поздравления с присуждением награды, высокой и в профессиональном смысле, и в духовном. Успели в полной мере почувствовать радость? — Безусловно, такое признание радует. Но даже одно то обстоятельство, что нас с Анатолием Шарковым номинировали на эту премию, уже вдохновляет: значит, мы заняты нужным и востребованным делом. А ведь когда все начиналось, трудно было предположить, каков получится результат. Времени выходило маловато: первая поездка состоялась в сентябре 2014 года, а книгу старались выпустить к 70–летию Великой Победы. На всю работу — около девяти месяцев, как ребенка выносить... — Оказалось, срок достаточный не только для ребенка, но и для книги. Как все же рождался ее замысел? — Побудительным началом стала крипта Храма–памятника в честь Всех Святых в Минске. Сама по себе она задумана своеобразной книгой памяти. Уже на входе, в орнаментах ее тяжелых кованых дверей отражена наша отечественная история — Грюнвальдская битва, чернобыльская трагедия... И Сморгонь, и Хатынь, и Тростенец... Но крипта — это не только история белорусов в Беларуси. Это история о белорусах по всей земле. Так и появилась идея проехать по местам боев, где погибли наши соотечественники, изучить, организовать фото– и видеосъемку, провести некоторую систематизацию и учет захоронений и, конечно, привезти оттуда по горсти земли для мемориала в крипте Храма–памятника. 2 октября прошлого года во время торжественной Молитвы за Беларусь с участием Главы государства, дипломатического корпуса, представителей разных конфессий были заложены первые 7 символических капсул с землей — из Германии, Италии, Австрии, Чехии, Венгрии, Словакии, Польши — в ниши Храма–памятника. Но на сегодня в крипте хранится уже 46 капсул. Остальные 39 принесены 14 октября — в день Покрова Божией Матери и в государственный праздник День матери. Таким образом участники молодежной организации БРСМ из разных регионов Беларуси завершили свою благотворительную акцию «Доброе сердце: восстановление святынь Беларуси». Ребятам интересна эта тема, они тоже хотят ее продолжать. — Вы рассказывали о 46 местах, где побывали в экспедиции. Это много, тем более за такой непродолжительный период. Как выбирался маршрут? — Исходили из информации, которую удалось предварительно собрать нам самим и через наших добровольных помощников. В книге «Жить и помнить» рассказывается как о знаковых местах памяти — таких, как Трептов–парк в Берлине, так и о малоизвестных — например, о кладбище святого Павла в Дрездене с захоронением детей, рожденных матерями, угнанными в том числе и из Беларуси на принудительные работы в нацистскую неволю. Но даже когда собраны необходимые исходные данные, работать нелегко. Ведь даже для того, чтобы просто найти уже известную по документам могилу на огромном кладбище, требуется много времени. И здесь необычайно ценна помощь общественности, всех добрых людей в тех городах, куда мы приезжали. В организации поездок нам помогали Народный союз Германии по уходу за военными могилами, Австрийский Черный Крест, различные общественные и частные инициативы. Люди показывали и рассказывали все, что им известно о судьбах и могилах наших воинов. И, конечно, много нам помогли духовные лица. Наша огромная благодарность всем! — Все ваши поездки — колоссальный труд, и духовный, и физический. И все же, возможно, что–то оставило наибольшее впечатление, вызвало особо острые переживания? — На прошлую Радоницу мы приехали в Дахау — там гитлеровцы создали один из первых концлагерей в Германии, где над узниками проводились страшные медицинские опыты. Поездку инициировал духовный руководитель книги «Жить и помнить», настоятель Храма–памятника в честь Всех Святых отец Федор Повный, который и сам входил в состав делегации. Тогда мы услышали, наверное, об одной из самых изощренных и бесчеловечных акций по уничтожению советских военнопленных. Неподалеку от лагеря эсэсовцы организовали учебный полигон для отработки стрельб. Живыми мишенями стали солдаты и офицеры Красной Армии. На этом страшном месте в 1941 — 1942 годах погибли примерно четыре тысячи человек. Тела расстрелянных палачи сгружали в грузовики, отвозили назад в лагерь и сжигали в печах крематория. В 2001 году на месте бывшего стрельбища проводились раскопки — обнаружены останки людей, наручники, которыми их приковывали... До сих пор сохранились бетонные стены–пулеулавливатели — свидетели гитлеровского безумия. Теперь здесь установлен памятник погибшим с надписями на русском и немецком языках. Появился он благодаря немецкому историку Рейнхарду Отто, который поднял эту тему, работал с архивными документами и восстановил некоторые имена жертв. Среди погибших были и белорусы. Их история тоже отражена в книге «Жить и помнить». В часовне на территории мемориала бывшего концлагеря Дахау мы провели поминальную службу вместе со священником отцом Николаем Забеличем, тоже белорусом: сейчас он служит в православном храме в Мюнхене. Рядом, кстати, стоят евангелическая кирха, синагога, расположена католическая женская монашеская обитель Святой Крови, где монахини своей горячей молитвой стараются искупить вину тех, кто когда–то творил такие страшные преступления, но в первую очередь они молятся за безвинно загубленных. На протяжении всей работы мы встречали только искреннюю поддержку со стороны представителей разных религий и конфессий. В Дрездене нам помогал евангелический священник. Спустя какое–то время он прислал сообщение, что ему стало известно место в районе Смоленска, где когда–то погиб его отец. И теперь мы постараемся помочь этому священнику. В Венгрии есть очень интересный замок Бори–Вар. На его башне вражеская пуля сразила нашего солдата. Владелец замка, сам архитектор, скульптор, увековечил память воина — установил памятник–надгробие в виде пятиконечной звезды, внутри которой вкраплен крест. А в центре Праги на Замковой горе можно увидеть могилу «товарища Белякова». О солдате практически нет сведений. Известно лишь, что он был танкистом. Тяжелораненого Белякова разместили в помещении католического монастыря. И когда били монастырские куранты, танкисту становилось легче. Но медики не спасли героя. Когда же он почувствовал, что уже уходит, то попросил похоронить его рядом с монастырем — чтобы «слышать прекрасный бой» часов. — Такие истории не могут не затронуть душу и сердце... — Да. Наша книга создавалась для того, чтобы сохранялась такая память. Мы же не вечные. И новые поколения должны эту святую память передавать дальше. Казалось бы, скорбная миссия: посещать кладбища, могилы. Но Елена Хорошевич говорит об этой скорби как о светлой — ведь погибшие люди не забыты даже на чужбине. Но все равно не выдерживает. И вот уже в ее голосе отчетливо ощущаются слезы: «Как же страшно умирать вдали от родного дома, где так ждет мама...» Еще от одного православного священника Анатолия Коляды мы узнали о месте захоронения известного белорусского поэта Николая Сурначева. После войны вышли сборники его поэзии. Николай Сурначев погиб 20 апреля 1945 года на подступах к Берлину. Позже останки воина перенесли на воинское кладбище под Потсдамом. Но из–за неточного написания фамилии на надгробном камне долгое время его могила оставалась неизвестной. Теперь при возможности обязательно там побываем. Но это уже новые материалы для новых книг, говорит Елена Хорошевич. И книги эти обязательно состоятся. Как ранее, к столетию начала Первой мировой войны, состоялась книга «Последний приют солдата». Теперь вот — «Жить и помнить». Поэтому и поездки продолжатся: захоронения наших воинов известны в 49 странах. В ближайших же планах — еще одна совместная с Анатолием Шарковым работа: книга несколько другого направления, но тоже о Беларуси и о белорусах.
ulitenok@sb.by Советская Белоруссия № 4 (24886). Вторник, 12 января 2016 Автор публикации: Галина УЛИТЕНОК Автор фотографии: Артур ПРУПАС
Читать статью полностью на портале «СБ»:
http://www.sb.by/obshchestvo/article/to-o-chem-zabyvat-ne-dolzhny.html
«Жить и помнить. Советские воинские захоронения в Европе» — так называется книга–реквием, выпущенная Издательским домом «Звязда». Ее авторы — лауреаты премии Президента «За духовное возрождение» за 2015 год журналист, переводчик Елена Хорошевич и историк, юрист, писатель Анатолий Шарков собрали и систематизировали огромный фактический материал. В Германии, Австрии, Польше, Венгрии, Чехии, Италии и Словакии они посетили 46 мест захоронений, подробно их описали, рассказали о потрясающих людских судьбах, собрали десятки ранее неизвестных имен. Но, наверное, самое главное — своей книгой они подарили надежду всем, кто спустя многие десятилетия продолжает поиск могил родных людей, пропавших в страшном военном горниле. Пропавших пока безвестно. Но это только пока... Символичным выглядит объединение усилий таких внешне разных авторов: утонченная, эмоциональная Елена Хорошевич и профессор кафедры уголовно–исполнительного права Академии МВД Анатолий Шарков. Но это только подчеркивает то, что в Беларуси память о прошлом Родины и народа свята и дорога каждому. Причем, что очень важно, — дорога не на словах, а на деле. Наверное, поэтому наш разговор с Еленой Хорошевич получился все же больше о деле. Хотя... И о чувствах, конечно, тоже. — Елена Ивановна, примите поздравления с присуждением награды, высокой и в профессиональном смысле, и в духовном. Успели в полной мере почувствовать радость? — Безусловно, такое признание радует. Но даже одно то обстоятельство, что нас с Анатолием Шарковым номинировали на эту премию, уже вдохновляет: значит, мы заняты нужным и востребованным делом. А ведь когда все начиналось, трудно было предположить, каков получится результат. Времени выходило маловато: первая поездка состоялась в сентябре 2014 года, а книгу старались выпустить к 70–летию Великой Победы. На всю работу — около девяти месяцев, как ребенка выносить... — Оказалось, срок достаточный не только для ребенка, но и для книги. Как все же рождался ее замысел? — Побудительным началом стала крипта Храма–памятника в честь Всех Святых в Минске. Сама по себе она задумана своеобразной книгой памяти. Уже на входе, в орнаментах ее тяжелых кованых дверей отражена наша отечественная история — Грюнвальдская битва, чернобыльская трагедия... И Сморгонь, и Хатынь, и Тростенец... Но крипта — это не только история белорусов в Беларуси. Это история о белорусах по всей земле. Так и появилась идея проехать по местам боев, где погибли наши соотечественники, изучить, организовать фото– и видеосъемку, провести некоторую систематизацию и учет захоронений и, конечно, привезти оттуда по горсти земли для мемориала в крипте Храма–памятника. 2 октября прошлого года во время торжественной Молитвы за Беларусь с участием Главы государства, дипломатического корпуса, представителей разных конфессий были заложены первые 7 символических капсул с землей — из Германии, Италии, Австрии, Чехии, Венгрии, Словакии, Польши — в ниши Храма–памятника. Но на сегодня в крипте хранится уже 46 капсул. Остальные 39 принесены 14 октября — в день Покрова Божией Матери и в государственный праздник День матери. Таким образом участники молодежной организации БРСМ из разных регионов Беларуси завершили свою благотворительную акцию «Доброе сердце: восстановление святынь Беларуси». Ребятам интересна эта тема, они тоже хотят ее продолжать. — Вы рассказывали о 46 местах, где побывали в экспедиции. Это много, тем более за такой непродолжительный период. Как выбирался маршрут? — Исходили из информации, которую удалось предварительно собрать нам самим и через наших добровольных помощников. В книге «Жить и помнить» рассказывается как о знаковых местах памяти — таких, как Трептов–парк в Берлине, так и о малоизвестных — например, о кладбище святого Павла в Дрездене с захоронением детей, рожденных матерями, угнанными в том числе и из Беларуси на принудительные работы в нацистскую неволю. Но даже когда собраны необходимые исходные данные, работать нелегко. Ведь даже для того, чтобы просто найти уже известную по документам могилу на огромном кладбище, требуется много времени. И здесь необычайно ценна помощь общественности, всех добрых людей в тех городах, куда мы приезжали. В организации поездок нам помогали Народный союз Германии по уходу за военными могилами, Австрийский Черный Крест, различные общественные и частные инициативы. Люди показывали и рассказывали все, что им известно о судьбах и могилах наших воинов. И, конечно, много нам помогли духовные лица. Наша огромная благодарность всем! — Все ваши поездки — колоссальный труд, и духовный, и физический. И все же, возможно, что–то оставило наибольшее впечатление, вызвало особо острые переживания? — На прошлую Радоницу мы приехали в Дахау — там гитлеровцы создали один из первых концлагерей в Германии, где над узниками проводились страшные медицинские опыты. Поездку инициировал духовный руководитель книги «Жить и помнить», настоятель Храма–памятника в честь Всех Святых отец Федор Повный, который и сам входил в состав делегации. Тогда мы услышали, наверное, об одной из самых изощренных и бесчеловечных акций по уничтожению советских военнопленных. Неподалеку от лагеря эсэсовцы организовали учебный полигон для отработки стрельб. Живыми мишенями стали солдаты и офицеры Красной Армии. На этом страшном месте в 1941 — 1942 годах погибли примерно четыре тысячи человек. Тела расстрелянных палачи сгружали в грузовики, отвозили назад в лагерь и сжигали в печах крематория. В 2001 году на месте бывшего стрельбища проводились раскопки — обнаружены останки людей, наручники, которыми их приковывали... До сих пор сохранились бетонные стены–пулеулавливатели — свидетели гитлеровского безумия. Теперь здесь установлен памятник погибшим с надписями на русском и немецком языках. Появился он благодаря немецкому историку Рейнхарду Отто, который поднял эту тему, работал с архивными документами и восстановил некоторые имена жертв. Среди погибших были и белорусы. Их история тоже отражена в книге «Жить и помнить». В часовне на территории мемориала бывшего концлагеря Дахау мы провели поминальную службу вместе со священником отцом Николаем Забеличем, тоже белорусом: сейчас он служит в православном храме в Мюнхене. Рядом, кстати, стоят евангелическая кирха, синагога, расположена католическая женская монашеская обитель Святой Крови, где монахини своей горячей молитвой стараются искупить вину тех, кто когда–то творил такие страшные преступления, но в первую очередь они молятся за безвинно загубленных. На протяжении всей работы мы встречали только искреннюю поддержку со стороны представителей разных религий и конфессий. В Дрездене нам помогал евангелический священник. Спустя какое–то время он прислал сообщение, что ему стало известно место в районе Смоленска, где когда–то погиб его отец. И теперь мы постараемся помочь этому священнику. В Венгрии есть очень интересный замок Бори–Вар. На его башне вражеская пуля сразила нашего солдата. Владелец замка, сам архитектор, скульптор, увековечил память воина — установил памятник–надгробие в виде пятиконечной звезды, внутри которой вкраплен крест. А в центре Праги на Замковой горе можно увидеть могилу «товарища Белякова». О солдате практически нет сведений. Известно лишь, что он был танкистом. Тяжелораненого Белякова разместили в помещении католического монастыря. И когда били монастырские куранты, танкисту становилось легче. Но медики не спасли героя. Когда же он почувствовал, что уже уходит, то попросил похоронить его рядом с монастырем — чтобы «слышать прекрасный бой» часов. — Такие истории не могут не затронуть душу и сердце... — Да. Наша книга создавалась для того, чтобы сохранялась такая память. Мы же не вечные. И новые поколения должны эту святую память передавать дальше. Казалось бы, скорбная миссия: посещать кладбища, могилы. Но Елена Хорошевич говорит об этой скорби как о светлой — ведь погибшие люди не забыты даже на чужбине. Но все равно не выдерживает. И вот уже в ее голосе отчетливо ощущаются слезы: «Как же страшно умирать вдали от родного дома, где так ждет мама...» Еще от одного православного священника Анатолия Коляды мы узнали о месте захоронения известного белорусского поэта Николая Сурначева. После войны вышли сборники его поэзии. Николай Сурначев погиб 20 апреля 1945 года на подступах к Берлину. Позже останки воина перенесли на воинское кладбище под Потсдамом. Но из–за неточного написания фамилии на надгробном камне долгое время его могила оставалась неизвестной. Теперь при возможности обязательно там побываем. Но это уже новые материалы для новых книг, говорит Елена Хорошевич. И книги эти обязательно состоятся. Как ранее, к столетию начала Первой мировой войны, состоялась книга «Последний приют солдата». Теперь вот — «Жить и помнить». Поэтому и поездки продолжатся: захоронения наших воинов известны в 49 странах. В ближайших же планах — еще одна совместная с Анатолием Шарковым работа: книга несколько другого направления, но тоже о Беларуси и о белорусах.
ulitenok@sb.by Советская Белоруссия № 4 (24886). Вторник, 12 января 2016 Автор публикации: Галина УЛИТЕНОК Автор фотографии: Артур ПРУПАС
Читать статью полностью на портале «СБ»:
http://www.sb.by/obshchestvo/article/to-o-chem-zabyvat-ne-dolzhny.html
«Жить и помнить. Советские воинские захоронения в Европе» — так называется книга–реквием, выпущенная Издательским домом «Звязда». Ее авторы — лауреаты премии Президента «За духовное возрождение» за 2015 год журналист, переводчик Елена Хорошевич и историк, юрист, писатель Анатолий Шарков собрали и систематизировали огромный фактический материал. В Германии, Австрии, Польше, Венгрии, Чехии, Италии и Словакии они посетили 46 мест захоронений, подробно их описали, рассказали о потрясающих людских судьбах, собрали десятки ранее неизвестных имен. Но, наверное, самое главное — своей книгой они подарили надежду всем, кто спустя многие десятилетия продолжает поиск могил родных людей, пропавших в страшном военном горниле. Пропавших пока безвестно. Но это только пока... Символичным выглядит объединение усилий таких внешне разных авторов: утонченная, эмоциональная Елена Хорошевич и профессор кафедры уголовно–исполнительного права Академии МВД Анатолий Шарков. Но это только подчеркивает то, что в Беларуси память о прошлом Родины и народа свята и дорога каждому. Причем, что очень важно, — дорога не на словах, а на деле. Наверное, поэтому наш разговор с Еленой Хорошевич получился все же больше о деле. Хотя... И о чувствах, конечно, тоже. — Елена Ивановна, примите поздравления с присуждением награды, высокой и в профессиональном смысле, и в духовном. Успели в полной мере почувствовать радость? — Безусловно, такое признание радует. Но даже одно то обстоятельство, что нас с Анатолием Шарковым номинировали на эту премию, уже вдохновляет: значит, мы заняты нужным и востребованным делом. А ведь когда все начиналось, трудно было предположить, каков получится результат. Времени выходило маловато: первая поездка состоялась в сентябре 2014 года, а книгу старались выпустить к 70–летию Великой Победы. На всю работу — около девяти месяцев, как ребенка выносить... — Оказалось, срок достаточный не только для ребенка, но и для книги. Как все же рождался ее замысел? — Побудительным началом стала крипта Храма–памятника в честь Всех Святых в Минске. Сама по себе она задумана своеобразной книгой памяти. Уже на входе, в орнаментах ее тяжелых кованых дверей отражена наша отечественная история — Грюнвальдская битва, чернобыльская трагедия... И Сморгонь, и Хатынь, и Тростенец... Но крипта — это не только история белорусов в Беларуси. Это история о белорусах по всей земле. Так и появилась идея проехать по местам боев, где погибли наши соотечественники, изучить, организовать фото– и видеосъемку, провести некоторую систематизацию и учет захоронений и, конечно, привезти оттуда по горсти земли для мемориала в крипте Храма–памятника. 2 октября прошлого года во время торжественной Молитвы за Беларусь с участием Главы государства, дипломатического корпуса, представителей разных конфессий были заложены первые 7 символических капсул с землей — из Германии, Италии, Австрии, Чехии, Венгрии, Словакии, Польши — в ниши Храма–памятника. Но на сегодня в крипте хранится уже 46 капсул. Остальные 39 принесены 14 октября — в день Покрова Божией Матери и в государственный праздник День матери. Таким образом участники молодежной организации БРСМ из разных регионов Беларуси завершили свою благотворительную акцию «Доброе сердце: восстановление святынь Беларуси». Ребятам интересна эта тема, они тоже хотят ее продолжать. — Вы рассказывали о 46 местах, где побывали в экспедиции. Это много, тем более за такой непродолжительный период. Как выбирался маршрут? — Исходили из информации, которую удалось предварительно собрать нам самим и через наших добровольных помощников. В книге «Жить и помнить» рассказывается как о знаковых местах памяти — таких, как Трептов–парк в Берлине, так и о малоизвестных — например, о кладбище святого Павла в Дрездене с захоронением детей, рожденных матерями, угнанными в том числе и из Беларуси на принудительные работы в нацистскую неволю. Но даже когда собраны необходимые исходные данные, работать нелегко. Ведь даже для того, чтобы просто найти уже известную по документам могилу на огромном кладбище, требуется много времени. И здесь необычайно ценна помощь общественности, всех добрых людей в тех городах, куда мы приезжали. В организации поездок нам помогали Народный союз Германии по уходу за военными могилами, Австрийский Черный Крест, различные общественные и частные инициативы. Люди показывали и рассказывали все, что им известно о судьбах и могилах наших воинов. И, конечно, много нам помогли духовные лица. Наша огромная благодарность всем! — Все ваши поездки — колоссальный труд, и духовный, и физический. И все же, возможно, что–то оставило наибольшее впечатление, вызвало особо острые переживания? — На прошлую Радоницу мы приехали в Дахау — там гитлеровцы создали один из первых концлагерей в Германии, где над узниками проводились страшные медицинские опыты. Поездку инициировал духовный руководитель книги «Жить и помнить», настоятель Храма–памятника в честь Всех Святых отец Федор Повный, который и сам входил в состав делегации. Тогда мы услышали, наверное, об одной из самых изощренных и бесчеловечных акций по уничтожению советских военнопленных. Неподалеку от лагеря эсэсовцы организовали учебный полигон для отработки стрельб. Живыми мишенями стали солдаты и офицеры Красной Армии. На этом страшном месте в 1941 — 1942 годах погибли примерно четыре тысячи человек. Тела расстрелянных палачи сгружали в грузовики, отвозили назад в лагерь и сжигали в печах крематория. В 2001 году на месте бывшего стрельбища проводились раскопки — обнаружены останки людей, наручники, которыми их приковывали... До сих пор сохранились бетонные стены–пулеулавливатели — свидетели гитлеровского безумия. Теперь здесь установлен памятник погибшим с надписями на русском и немецком языках. Появился он благодаря немецкому историку Рейнхарду Отто, который поднял эту тему, работал с архивными документами и восстановил некоторые имена жертв. Среди погибших были и белорусы. Их история тоже отражена в книге «Жить и помнить». В часовне на территории мемориала бывшего концлагеря Дахау мы провели поминальную службу вместе со священником отцом Николаем Забеличем, тоже белорусом: сейчас он служит в православном храме в Мюнхене. Рядом, кстати, стоят евангелическая кирха, синагога, расположена католическая женская монашеская обитель Святой Крови, где монахини своей горячей молитвой стараются искупить вину тех, кто когда–то творил такие страшные преступления, но в первую очередь они молятся за безвинно загубленных. На протяжении всей работы мы встречали только искреннюю поддержку со стороны представителей разных религий и конфессий. В Дрездене нам помогал евангелический священник. Спустя какое–то время он прислал сообщение, что ему стало известно место в районе Смоленска, где когда–то погиб его отец. И теперь мы постараемся помочь этому священнику. В Венгрии есть очень интересный замок Бори–Вар. На его башне вражеская пуля сразила нашего солдата. Владелец замка, сам архитектор, скульптор, увековечил память воина — установил памятник–надгробие в виде пятиконечной звезды, внутри которой вкраплен крест. А в центре Праги на Замковой горе можно увидеть могилу «товарища Белякова». О солдате практически нет сведений. Известно лишь, что он был танкистом. Тяжелораненого Белякова разместили в помещении католического монастыря. И когда били монастырские куранты, танкисту становилось легче. Но медики не спасли героя. Когда же он почувствовал, что уже уходит, то попросил похоронить его рядом с монастырем — чтобы «слышать прекрасный бой» часов. — Такие истории не могут не затронуть душу и сердце... — Да. Наша книга создавалась для того, чтобы сохранялась такая память. Мы же не вечные. И новые поколения должны эту святую память передавать дальше. Казалось бы, скорбная миссия: посещать кладбища, могилы. Но Елена Хорошевич говорит об этой скорби как о светлой — ведь погибшие люди не забыты даже на чужбине. Но все равно не выдерживает. И вот уже в ее голосе отчетливо ощущаются слезы: «Как же страшно умирать вдали от родного дома, где так ждет мама...» Еще от одного православного священника Анатолия Коляды мы узнали о месте захоронения известного белорусского поэта Николая Сурначева. После войны вышли сборники его поэзии. Николай Сурначев погиб 20 апреля 1945 года на подступах к Берлину. Позже останки воина перенесли на воинское кладбище под Потсдамом. Но из–за неточного написания фамилии на надгробном камне долгое время его могила оставалась неизвестной. Теперь при возможности обязательно там побываем. Но это уже новые материалы для новых книг, говорит Елена Хорошевич. И книги эти обязательно состоятся. Как ранее, к столетию начала Первой мировой войны, состоялась книга «Последний приют солдата». Теперь вот — «Жить и помнить». Поэтому и поездки продолжатся: захоронения наших воинов известны в 49 странах. В ближайших же планах — еще одна совместная с Анатолием Шарковым работа: книга несколько другого направления, но тоже о Беларуси и о белорусах.
ulitenok@sb.by Советская Белоруссия № 4 (24886). Вторник, 12 января 2016 Автор публикации: Галина УЛИТЕНОК Автор фотографии: Артур ПРУПАС
Читать статью полностью на портале «СБ»:
http://www.sb.by/obshchestvo/article/to-o-chem-zabyvat-ne-dolzhny.html